«Быть преподавателем в школе, в которой сам учился, — это круто и правильно»
В 2020 году мы празднуем двадцатилетие и продолжаем рассказывать о людях, которые учатся и преподают в бизнес-школе RMA. В рамках серии интервью мы говорим с нашими выпускниками, которые не только достигли высокого уровня в своей профессии, но и сами начали преподавать в альма-матер.
Эксперт по электронной торговле Руслан Ишмаметов учился в «И-1» — первой группе факультета «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса», которая стартовала в 2007 году, а сейчас ведет курс об основах электронной коммерции. В коротком интервью Руслан рассказал, зачем стал преподавать и почему не стоит прогуливать лекции.
Фото предоставлено Русланом Ишмаметовым
Вы учились в самой первой группе факультета «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса», почему решили пойти на совсем новый курс?
Программа была многообещающей, а других долгосрочных курсов на эту тему просто не было.
Оправдало обучение ваши ожидания?
У меня было две задачи: систематизировать знания и познакомиться с профессиональным комьюнити. На момент поступления у меня уже был довольно большой опыт работы, и я хотел придать ему теоретическую стройность и углубить знания. И конечно, во время любого бизнес-образования нужно нарабатывать полезные контакты. Обе задачи выполнены на сто процентов.
По поводу знакомств хочу уточнить, что для меня новые контакты оказались не только полезными, но и приятными. Я продолжаю общаться со многими одногруппниками и преподавателями. Мы даже девять лет подряд собирали команду факультета и участвовали в Кубке RMA по футболу — это хороший повод встретиться с друзьями и классно провести время.
Почему вы начали преподавать в бизнес-школе RMA?
Когда я учился, преподаватели открыто делились своими знаниями и опытом. Мы были благодарны им за эту практическую информацию, которую мы могли применять в своих проектах. Так что выступить в такой же роли спустя десять лет — это круто и правильно. Это выражение благодарности школе, в которой я сам учился.
Плюс я сам получаю от преподавания бонусы. Во-первых, коммуникация со студентами добавляет опыта, потому что они задают иногда такие каверзные вопросы, что ответ просто так не найдешь. Во-вторых, мне как практикующему эксперту и консультанту просто необходимо иметь опыт преподавания — это важная строчка в моем резюме.
О чем вы рассказываете в рамках курса по электронной коммерции?
За годы практики у меня сформировался определенный подход к электронной торговле — я ее рассматриваю как комплекс разных взаимосвязанных задач. Поэтому в моем курсе три блока: «Операции интернет-магазина, логистика и другие бизнес-процессы», «Специфика и инструментарий маркетинговой деятельности» и «Управление ассортиментом и ценообразование». То есть я подробно и поэтапно рассказываю о том, как подбирать товары и устанавливать цены, как обрабатывать заказы, выстраивать работу склада и логистику, как привлекать клиентов и искать дополнительные источники монетизации.
На примере моего курса можно получить основные знания в e-commerce и успешно запустить интернет-магазин или другой проект, связанный с электронной торговлей.
А если человек не собирается работать в сфере e-commerce, нужно ли ему посещать ваш курс?
В e-commerce очень быстрые и точные бизнес-процессы, поэтому можно взять работу интернет-магазина за образец и применить эти принципы в любом бизнесе. По опыту могу сказать: когда офлайн-компания запускает электронную торговлю, она получает преимущество не только потому, что появляется дополнительный источник продаж, но и потому, что актуализирует данные и ускоряет все бизнес-процессы. Поэтому знать про электронную торговлю полезно для любого бизнеса.
Плюс это базовая отрасль для экономики, нас всех окружает интернет-торговля. Поэтому мой курс будет полезен просто для расширения кругозора, чтобы понимать, что происходит после оформления заказа в интернет-магазине.
Какими навыки нужно обладать, чтобы быть хорошим преподавателем?
В первую очередь нужно обладать необходимыми знаниями, которые верифицированы собственным опытом.
Из навыков самым важным станет умение объяснять простым языком сложные вещи. Я научился этому за годы работы с большим количеством разных клиентов, и, надеюсь, что у меня получается объяснять студентам то, что с первого момента кажется совершенно непонятным. Также хочу отметить важность системного мышления — это нужно, чтобы выстроить логичный курс с поэтапным усложнением информаци.
И конечно, нужна эмпатия к студентам: у каждого их них свой опыт, свой уровень подготовки, свои вопросы и проекты. Поэтому я стараюсь разбираться во всех кейсах студентов, если не на лекции, то в рамках персональной работы, чтобы помогать разбираться с проблемами, которые им мешают развиваться.
Что посоветуете студентам, чтобы обучение принесло пользу?
Главное — применять полученные знания, иначе они выветриваются и устаревают. Максимальный эффект достигается, если ставить конкретные задачи и пытаться их решать.
И еще посоветую не прогуливать занятия.
А если тема лекции неинтересна и не нужна в работе, почему бы не прогулять? Мы же не в средней школе...
Мой опыт показывает, что в любой лекции могут быть ответы и инсайты, которых ты совсем не ожидал.
Хотите пожелать бизнес-школе RMA что-то на двадцатилетие?
Я желаю, чтобы школа продолжала нести доброе, светлое, вечное. У вас уникальная программа и классная команда, которая ее делает. Желаю больших успехов всем студентам, сотрудникам и преподавателям. Процветания на рынке.