Новости
30 мая 2007

Дорога, ведущая к стадиону

Участники итальянской стажировки слушателей специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» в футбольном клубе «Болонья»

«Болонья» — клуб c непростой судьбой. По количеству завоеванных скудетто он занимает пятое место в Италии. Другое дело, что первый такой триумф был отпразднован командой 80 с лишним лет назад, да и последний случился не так чтобы позавчера — в 1964 году. Правда, еще в течение 18 лет после этого «Болонье» удавалось оставаться в числе клубов, за всю историю существования серии А ни разу ее не покидавших, но в 1982 году был утрачен и этот предмет для гордости (в современной Италии подобным достижением может похвастаться только «Интер» — RMA). С тех пор «Болонья» то возвращалась в элиту и даже подступалась к самой зоне УЕФА, то вновь катилась под гору. Последний раз скорбный путь из пункта А в пункт B клуб проделал два года назад, уступив в двухматчевом поединке за право остаться в элитной серии «Парме». Вернуться обратно уже на следующий сезон у «Болоньи» не получилось, как не получится — это уже очевидно — и в сезоне нынешнем. Впрочем, со своим теперешним руководством клуб не производит впечатления обреченного. Скорее, напротив: «Болонья» ставит перед собой определенные цели и знает, что нужно делать для того, чтобы их достичь. О главных направлениях клубной деятельности нам рассказал один из менеджеров «Болоньи» Карло Каличетти. Мы предлагаем вашему вниманию лишь некоторые фрагменты этого рассказа.

Карло Каличетти о работе со спонсорами: «Титульными спонсорами нашей команды на протяжение последнего сезона являлись три компании — Volvo, Woolrich (производитель одежды для отдыха, охоты и рыбалки — RMA) и Motor Show (популярнейшие в Италии автомобильные и мотогонки, проводимые под эгидой компании Promotor International, главой которой является президент «Болоньи» Альфредо Гаццола — RMA). Логотип каждой из этих компаний размещался на футболках игроков «Болоньи» в течение оговоренного в контрактах времени: например, Volvo являлось титульным спонсором клуба на протяжение всего второго круга, то есть в тот самый период, когда борьба за выход в серию A обострилась до предела и, соответственно, повысился интерес к играм со стороны болельщиков. Контракт о техническом спонсорстве заключен с компанией Macron. Всего же к работе с командой привлечены 33 компании — спонсора. В отличие от многих других провинциальных итальянских клубов мы не ищем партнеров только среди региональных компаний, а стараемся заинтересовать в сотрудничестве с нами всех, кого только возможно. Вот почему среди наших спонсоров числятся и такие мировые гиганты как Coca Cola, и скромные по сравнению ними компании вроде Сarpigiani (болонская фирма — производитель мороженого — RMA).

Максимальный пакет услуг, который мы можем предложить нашим спонсорам включает в себя: a) размещение логотипов или названий компаний — спонсоров на футболках игроков основной и молодежной команд «Болоньи»; б) размещение баннеров с их логотипами в центре поля до начала и в перерывах домашних игр «Болоньи»; в) размещение их рекламы на носителях, расположенных вдоль поля; г) на футболках мальчиков, подающих мячи во время домашних игр; д) на официальном интернет — сайте «Болоньи»; е) в программках и на билетах на домашние матчи клуба; ж) на тренировочной базе «Болоньи».

Если говорить о проблемах, осложняющих нашу работу по привлечению спонсоров, то самой главной из них является невысокая посещаемость домашних матчей нашего клуба: в этом сезоне в среднем на игре присутствовало 5, 5 тысяч болельщиков. С одной стороны, это можно объяснить не слишком удачными выступлениями команды (спустя несколько дней после встречи Карло Каличетти со слушателями специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» «Болонья» проиграла «Ювентусу» 1:3 и практически лишилась шансов на возвращение в серию А — RMA). С другой, тем, что многие жители Болоньи исторически являются не футбольными, а баскетбольными болельщиками: на матчи баскетбольного клуба «Фуртитуда», которые она проводит во дворце вместимостью 5, 5 тысяч человек, никогда не приходит меньше 5 тысяч зрителей. Для того, чтобы вывести работу с болельщиками на новый уровень, для того, чтобы болельщик пошел на «Болонью» нам совершенно необходим новый стадион. Его проект уже готов, примерная смета строительства составляет 50 миллионов евро. В настоящий момент мы ждем разрешения на начало работ. Если его удастся получить быстро, думаю, в 2010 году «Болонья будет играть уже на новом стадионе».

Карло Каличетти о том, зачем «Болонье» нужен собственный стадион: «Наш нынешний стадион — один из старейших в Италии. Он был построен в 1927 году и реконструирован к чемпионату мира 1990 года. В принципе он совсем неплох. Но, увы, он не соответствует нынешним амбициям нашего клуба. Дело даже не в том, что Renato dall’Ara не является собственностью «Болоньи», а принадлежит муниципалитету: как вы, наверное, знаете, эта проблема — общая практически для всех итальянских клубов. Не играет решающей роли и то, что нынешний стадион кажется слишком большим для нашей теперешней аудитории — новая арена будет ненамного меньше: она спроектирован на 30 тысяч зрителей. Основная проблема заключается в местоположении Renato dall’Ara. Он находится в районе тесной исторической застройки, к нему неудобно подъезжать на общественном транспорте, а те, кто прибывает на транспорте личном, испытывают большие проблемы с парковкой. К тому же нашему нынешнему стадиону нечего предложить болельщику «Болоньи» кроме собственно футбола. На новом стадионе все будет совсем по — другому.

Начать с того, что буквально в двух шагах от того места, где будет построена новая арена, находится железнодорожная станция, что значительно упростит прибытие болельщиков на матчи и, соответственно, их возвращение домой. Разумеется, предусмотрены и места для паркингов — согласно проекту, оставить на них свои автомобили смогут 18 тысяч человек, что составляет не многим менее 2/3 аудитории даже при полной загрузке стадиона. Наконец, самое важное: тем, кто окажется на новом стадионе и в его ближайших окрестностях будет чем заняться и помимо футбола. Проект предусматривает постройку в непосредственной близости от арены крупного торгового центра, нескольких ресторанов, гостиницы, аква и мотопарка и даже гольф — клуба. Идея, таким образом, состоит в том, чтобы игра в футбол происходила в том месте, где люди собираются не только для того, чтобы понаблюдать за ней. Если кто — то из них, приятно проведя время в магазине, ресторане или гольф — клубе, решит в довершение всего еще и посетить матч на новом, красивом и комфортабельном стадионе — что ж, добро пожаловать, мы будем этому очень рады. Надеемся, что таких людей будет немало, и раз заглянув на наш стадион, они станут возвращаться на него снова и снова, пополняя таким образом армию болельщиков «Болоньи». Много болельщиков — это дополнительные спонсоры. Спонсоры — это деньги. А деньги это то, без чего в современном футболе невозможно ничего, и прежде всего — высокие спортивные результаты. Впрочем, вам, как будущим спортивным менеджерам, это должно быть хорошо известно и без меня«.

P.S. Этой публикацией мы завершаем серию материалов, посвященных итальянской стажировке группы слушателей Государственного университета управления, обучающихся по программе «Менеджмент в игровых видах спорта».

Справка. Футбольный клуб «Болонья». Год основания — 1909. Цвета — красно — синие. Стадион: Renato dall’Ara (вместимость — 38 279 зрителей). Президент: Альфредо Гаццола. Главный тренер: Лука Чеччони. 7 — кратный чемпион Италии (1924/25, 1928/29, 1935/36, 1936/37, 1938/39, 1940/41, 1963/64). 2 — кратный обладатель Кубка Италии (1969/70, 1973/74). 2 — кратный обладатель Кубка Центральной Европы (1931/32, 1933/34). Обладатель Кубка Митропы (1961/62). Победитель турнира «Англия» — «Италия» (1970). Обладатель Кубка Интертото (1998).
Все новости >