Новости
15 апреля 2011

Отсель грозить нам будут шведы (ВИДЕО)

Загрузка плеера

В России шведский поп - как мебель из «Икеи»: вариант беспроигрышный, нравится всем. В ассортименте ABBA, Roxette, Ace of Base, Yaki-Da и еще двадцать-тридцать наименований шведских проектов, завоевавших популярность во всем мире. Чтобы понять, как такое удается представителям государства, население которого вдвое меньше московского, студенты факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» RMA во главе с Григорием Гольденцвайгом отправились в Стокгольм, одну из музыкальных столиц мира.

Звукозаписывающая компания SoFo Records

Первый визит – в SoFo Records, звукозаписывающую компанию, в прошлом году основанную как одно из подразделений Universal Music. Здесь нас встречает Александр Бард, продюсер, экс-участник Vacuum и Army Of Lovers. По его словам, на данный момент контракт с SoFo Records уже заключили небезызвестные в Швеции Brandur, AiluCrash, Alex Saidac, а также его собственный новый проект Gravitonas, который 25 мая выпускает в России совместный релиз с Ромой Кенга Everybody Dance EP.

Александр Бард: «Музыкальная индустрия Швеции, хоть и совсем небольшая, но очень, очень успешная, особенно в области написания песен (сонграйтинга) и продакшна. Швеция в прошлом году заняла третье место в мире после США и Великобритании по музыкальному продакшну. И на это стоит обратить особое внимание хотя бы потому, что население всей Швеции меньше населения одной Москвы. В общем, это отличная идея – приехать сюда и посмотреть, как именно все это работает.

Скачок в развитии музыкальной индустрии произошел в Швеции около 20 лет назад, и, я думаю, главной его причиной стало то, что в то время появилась возможность заниматься музыкальным продакшном, используя минимальные ресурсы. Именно тогда, в конце 80-х, очередной виток технической революции позволил любому, кто того хотел, записывать музыку с помощью компьютера, в очень небольших студиях, без традиционного состава музыкантов, но при этом качественно и за гораздо меньшие деньги, чем прежде».

Примерно тогда же, в начале 90-х, Стокгольм начал постепенно превращаться в мекку для поп-исполнителей со всего мира: многие приезжали сюда в надежде если не на просветление, то на свежий хит как минимум. И, что любопытно, многие их получали: Мадонна, Backstreеt Boys, Take That, Аврил Лавин и Пинк – все они неоднократно работали со шведскими продюсерами и сонграйтерами, самым знаменитым из которых является Макс Мартин (Max Martin). Именно он подарил Backstreеt Boys такие хиты, как I Want It That Way и Everybody (Backstreet's Back), и сделал знаменитой Бритни Спирс, написав для нее Oops!...I Did It Again и ...Baby One More Time.

Клуб Debaser Medis

Попрощавшись с Александром Бардом, мы отправляемся в Debaser Medis, один из крупнейших рок-клубов в Швеции. Ситуацию, сложившуюся на местном музыкальном рынке, комментирует Эмили Боот (Emelie Bå?th), промоутер клуба:

«По данным прошлого года, среди промоутеров Швеции самая большая доля рынка у Live Nation – они аккумулируют до 65 процентов выручки от проводимых в стране клубных мероприятий. Следом, если верить статистике, идет AEG Live – у них 10 процентов рынка. Наконец, оставшуюся четверть делят между собой независимые промоутеры и их объединения. Если говорить о рекорд-индустрии, то общая доля крупнейших рекорд лейблов – EMI, Universal Music, Sony Music и Warner Music – на местном рынке звукозаписи составляет 75 процентов, еще 25 процентов принадлежит шести крупнейшим инди-лейблам, и 5 остается за мелкими национальными рекорд-компаниями».

Букинг–агентство Pitch & Smith

Следующая встреча – с Кале Лундгреном (Kalle Lundgren), одним из основателей букинг-агентства Pitch and Smith. «Если говорить о наиболее привлекательных странах с точки зрения шведского экспорта, – рассказывает он, – то для нас это в первую очередь Германия, Штаты и Япония. Великобритания и Франция, безусловно, также очень важны, но UK иногда ведет себя весьма непредсказуемо, а во Франции все слишком ориентированы на внутренний продукт. Китай и Индия – тоже перспективные рынки, но там, как известно, свои проблемы».

Говоря о государственных субсидиях на развитие музыкальной культуры, Кале отмечает, что в Швеции с этим дело обстоит совсем не так, как у соседей. Если государственные мужи Финляндии ежегодно выделяют на развитие и поддержку музыкальных проектов 1 миллион 300 тысяч евро, то в Швеции эта цифра составляет всего сто тысяч евро, то есть в 13 раз меньше. Для сравнения: в Дании государство выделяет «на музыку» 615 тысяч евро в год, в Исландии – 170 тысяч, в Норвегии – 900 тысяч евро. Разница колоссальная, тем не менее, именно Швеции удается удерживать лидерство на музыкальном рынке Скандинавии.

Агентство Music Export Sweden

«В этом нет никакого секрета, - говорит Андерс Хъелмторп (Anders Hjelmtorp), топ-менеджер Music Export Sweden, - просто наши артисты действительно лучше. Кроме того, причинами успеха являются хорошее владение большинством населения английским языком, повсеместная возможность получить музыкальное образование, а также - государственная программа поддержки безработных. Например, самая известная на сегодняшний день шведская группа Kent могла себе позволить два года просидеть в студии, записывая новый альбом. И все это время их кормило государство, поскольку официально все участники группы числятся безработными».

Концертная площадка Södra Teatern

Но что же дальше, какое будущее ждет шведскую музыку? «Я думаю, - поделился с нами Эрик Бират (Eric Birath), продюсер S?dra Teatern, старейшего театра Стокгольма, одной из самых известных его концертных площадок, - все так или иначе объединяется. И сегодня можно абсолютно точно сказать, что в шведской музыке происходит смешение жанров. Например, электронная музыка слышна во многих фолк - проектах, происходит слияние электроники, попа, рока, и так далее. При этом я совершенно уверен в том, что живые концерты не только не утратят своей значимости, но и станут еще более популярными».

Студия звукозаписи Polar Studios

Между тем, пока живые выступления набирают обороты, традиционные студии звукозаписи в Швеции, напротив, переживают не лучшие времена. В этом мы убеждаемся, побывав на Polar Studios, одной из старейших звукозаписывающих студий страны. Когда–то свои альбомы здесь записывали ABBA, Roxette, E-Type, Backstreet Boys, Genesis, Led Zeppelin, Europe и многие другие. Большинство из этих записей сделаны Леннартом Остлундом (Lennart Östlund), президентом Polar Studios, одним из самых известных звукорежиссеров в стране.

«Polar, - говорит он, - это одна из двух или трех традиционных студий, сохранившихся в Швеции. Думаю, в ближайшие 10 лет вообще все студии такого рода прекратят свое существование. У нас уже теперь есть некоторые обучающие программы, которые позволят следующему поколению музыкантов осуществлять запись и продакш своей музыки полностью самостоятельно».

Впрочем, стоит заметить, что к новому витку технического прогресса в Швеции готова не только индустрия звукозаписи. Именно здесь еще в 2008 году был разработан сервис Spotify, система потокового мультимедиа, к настоящему времени завоевавшая популярность не только на родине, но и по всей Европе. И вряд ли шведы на этом остановится: по устоявшейся традиции, победитель забирает всё.

Елена Бухмак, заместитель руководителя специализации «Менедмжент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений»

P.S. С первой частью отчета о скандинавской стажировке студентов факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» RMA можно ознакомиться здесь.

Все новости >