Новости
Выбор факультета
23 сентября 2011

Дистрибуция музыки в сети – цена вопроса

Хип-хоп группа The Oligarchs, состоящая из выходцев из России и ныне базирующаяся в США, опираясь на опыт французской инди-группы Uniform Motion и собственные эксперименты по легальному распространению музыки в глобальной сети, рассказала на портале «Звуки.ру» о том, сколько получают независимые музыканты, делящиеся своим творчеством на AmazoniTunesSpotify и других специализированных магазинах и сервисах.

Тем, кто не имеет контракта с лейблом и, как следствие, выхода на крупных оффлайн-дистрибуторов, приходится в прямом смысле считать копейки. Свой новый релиз в начале сентября коллектив Uniform Motion сопроводил записью в официальном блоге, где участники группы объяснили, сколько они могут заработать на творчестве через интернет-каналы продаж. Перевод этого сообщения, дополненный комментариями The Oligarchs и подзаголовком «Грустная экономика…» и публикуют «Звуки».

Итак, сколько могут принести группе владельцы бесплатных аккаунтов на Spotify – одном из ведущих сервисов потокового прослушивания музыки, представленном в США, Великобритании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Нидерландах, Испании и Франции? За проигрывание одного трека музыкантам перечисляют 0.003 евро, за альбом из 9 композиций – 0.029 евро. Сколько-нибудь реальные деньги артисты могут получить только от самых преданных фанатов, готовых к тысячекратному прослушиванию пластинки («это всего один раз в день на протяжении трех лет», шутят Uniform Motion).

Один из конкурентов Spotify, проект Deezer перечисляет музыкантам вдвое больше – 0.006 евро – за одно проигрывание песни. Заметим, что выплаты формируются за счет показа рекламы, то есть деньги идут от аудитории владельцев бесплатных аккаунтов. От тех, кто отключил показы рекламных сообщений, оформив платную подписку, независимые артисты не получат ничего.

А вот сервис и магазин eMusic работает по другому принципу – он предлагает пользователям линейку обязательных тарифов, дающих право безлимитного прослушивания музыки. И сумма, которая отойдет исполнителю, зависит от типа подписки, выбранного человеком. Но, по подсчетам Uniform Motion, здесь на одном прослушивании трека можно «срубить» почти 30 евроцентов.

Онлайн-магазины iTunes и Amazon работают с музыкантами по собственной схеме, забирая себе 30% от продаж. При этом группа еще должна заплатить 35 евро за размещение в каталоге магазина.

Наконец, прямые продажи. Возможность самостоятельной дистрибуции музыки (.mp3, диски и винил) и атрибутики артистам предоставляет специализированный сервис BandCamp – за это он получает свой процент с проданной копии. А поскольку покупатели переводят деньги через PayPal, эта система электронных платежей также берет комиссию. Хуже всего дело обстоит с физическими носителями: например, в данном случае, чтобы окупить расходы на производство тиража в 250 виниловых пластинок, нужно, чтобы продались хотя бы 72 экземпляра.

«Настоящий аудиофил, купивший у нас 12″ винил, заплатит 15 EUR, Bandcamp вычтет 2.25 EUR комиссии, Paypal – ещё 0.646 EUR. При этом стоимость производства виниловой пластинки – 4.36 EUR за копию, так что мы получим 7.75 EUR с каждой продажи», – делятся музыканты. – «Купить CD напрямую у нас стоит 10 EUR, Paypal возьмет комиссию в 0.515 EUR, а Bandcamp – 1.5 EUR. Но, на секундочку, сам-то диск произвести тоже чего-то стоит. Расходы на производство одной копии альбома составляют 3.65 EUR, так что в этом жестоком мире с одного проданного диска мы заработаем только 4.34 EUR».

Все новости >