Открытая лекция Катрин де Зегер
Факультет «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес–школы RMA и клуб ArtPlay приглашают на открытую лекцию куратора Основного проекта Пятой Московской Биеннале современного искусства Катрин де Зегер. Лекция пройдет 29 сентября в клубе ArtPlay (улица Нижняя Сыромятническая, дом 10, строение 9, первый этаж). Начало в 19.00. Тема: «Больше света для разного пространства и времени».
Катрин де Зегер: Родилась в 1955 году в Генте. Закончила гентский университет по специальности «история искусств и археология». Руководила созданным ею художественным фондом Kanaal в Кортрейке, затем была директором Художественной галереи Онтарио в Торонто (Канада), долгое время исполняла обязанности директора и куратора Центра рисунка в Нью-Йорке.
Организовала и провела ряд выставок, получивших награды международных искусствоведческих ассоциаций. В том числе: «On Line: рисунок в ХХ веке» / On Line: Drawing Through the Twentieth Century в нью-йоркском МоМА (2010), «Америка: невеста солнца. 500 лет Латинской Америки и Нидерландов» / America: Bride of the Sun. 500 Years of Latin America and the Low Countries в Королевском музее изящных искусств Антверпена (1992), «Внутри видимого. Эллиптический срез искусства двадцатого века в отношении, по поводу и исходя из женственности» / Inside the Visible. An Elliptical Traverse of Twentieth-Century Art in, of, and from the Feminine в Институте современного искусства Бостона, лондонской галерее Whitechapel и художественной галерее западной Австралии (1994–1996). В 2012 году де Зегер была арт-директором Биеннале в Сиднее, курировала бельгийский (1997) и австралийский (2013) павильоны на Венецианской биеннале современного искусства.
Катрин де Зегер автор множества статей и книг, среди которых «Марта Рослер. Позиции в жизненном мире» (1999), «Активистский рисунок. Ситуационистская архитектура от «Нового Вавилона» Констана и далее» (2001). В настоящее время Катрин де Зегер занимает пост директора Музея изобразительного искусства в Генте (Бельгия).
Пятая Московская Биеннале современного искусства: Тема Биеннале -- «Больше света/More Light» -- имеет множество интерпретаций – практических и философских, материальных и нематериальных, физических и духовных. В размышлениях о различных структурах пространства и времени – как в контексте капиталистического перепроизводства, так и в контексте новых технологий – Биеннале представляет пространство и время как энергию, рождающуюся среди нас, как свет и созидательную силу. Вся экспозиция говорит о том, что для развития нового мышления необходимы посвящение, просвещение и творчество. Художники, участвующие в выставке, исследуют темы, связанные с нарастающей нехваткой времени и корпоративным вторжением в личное пространство.
Значительная часть работ на выставке посвящена различным путям течения времени и критически осмысливает привычную организацию пространства. В большинстве проектов энергия подается как нечто накапливающееся и обладающее порождающей силой. Эти формы энергии присутствуют во всех аспектах нашей жизни. Мы воспринимаем энергию, путешествующую по частотам и волнам, как свет. Свет – это энергия, и для нас он связан с осознанием и с бытием. Видеть можно только при свете; «просветлением» мы называем момент осознания. Время и пространство, которые мы воображаем как измерения энергии, приводят нас к размышлениям об энергии нашей собственной жизненной силы.
Искусство является частью этого процесса и тоже может пониматься как порождающая энергия – энергия, которая возникает в результате совместных размышлений и общего понимания. Она противостоит негативным процессам разделения и вытеснения, которые процветают в современном обществе, полном жестокости, отчуждения и эксплуатации. Одна из целей, которую ставила перед собой куратор Биеннале – осветить тему течения времени, которое проходит сквозь экономику, общество и искусство, но в то же время захватывает пространство, что в результате вызывает резонанс в культурных контекстах и институциях по всему миру.