Зарубежные спикеры
Don Wilson, Дон «Дракон» Уилсон, киноактёр, продюсер, сценарист, одиннадцатикратный чемпион мира по кикбоксингу
Сейчас вы только учитесь, но уже должны отдавать себе отчет в том, что когда-то в жизни у вас появится Возможность. И вы должны быть готовы к встрече с ней, чтобы не упустить свой шанс. Спросите у олимпийского чемпиона: «Как ты получил медаль?» Да он годами о ней мечтал, и это позволяло ему двигаться вперед. Ваши планы будут меняться, но вам всегда нужна суперцель. И еще: стремясь к своей цели, будьте всегда довольны тем, что имеете на сегодняшний день, и не завидуйте чужому. Вот у нас у всех здесь есть пара обуви. Кто-то не имеет и ее. Не расстраивайтесь из-за того, что вы пока не водите «Роллс-Ройс». Я же не плачу только потому, что я не Джеки Чан
25 лет назад невзрачным подростком Александр Невский пришел на секцию бокса при Государственном университете управления. Секция, кстати, существует по сей день – правда, тренеры там работают уже другие. А рядом со спортивным комплексом, где она расположена, вуз не так давно поставил современный бизнес-центр, где проходят лекции у студентов факультетов «Менеджмент в шоу-бизнесе» и «Менеджмент в спортивной индустрии», курируемых инновационно-образовательной компанией RMA.
29 октября 2011 года провести одно из занятий пришел Невский – теперь уже известный бодибилдер, актер и продюсер кинофильмов. С собой он привел своего друга и заокеанского коллегу Дона «Дракона» Уилсона – одного из первых азиатских бойцов, которого пригласили сниматься в голливудских блокбастерах.
В рамках совместного российско-американского мастер-класса Дон и Александр рассказали студентам о роли образования в любой карьере и впечатляющей схожести своих судеб, встречах с Чаком Норрисом и Арнольдом Шварценеггером, том, с чего начать карьеру в США и в какую сумму это обойдется, лучших книгах, которые они когда-либо прочитали, и том, к кому и почему приходит успех в жизни. Послушаем и мы.
– Сейчас я стараюсь регулярно встречаться со студентами, – начинает общение Невский. – И, если есть такая возможность, прихожу в компании мировых звезд, с которыми сдружился по жизни. Потому что верю, вас, молодых, можно подтолкнуть к изменениям в лучшую сторону, на своих примерах показав: «Получилось у нас – значит, можете и вы». Поверьте, мы видели очень много талантливых людей, которые так и не добились настоящего успеха только потому, что ждали, когда их кто-то «вытащит на свет божий», когда им кто-то позвонит с интересным предложением.
Но все просто: не бывает сверх удачливых людей, бывает ежедневное, шаг за шагом, движение к амбициозной цели. Почему об этом говорим мы, бывшие спортсмены? Потому что понимаем, что сочетание духовного развития с физическим важно для любого человека; ведь спорт, он учит дисциплине, необходимой для движения вперед.
Если образование, полученное в ГУУ, помогло в жизни мне, то оно пригодится каждому из вас. Да, я пока не продюсирую фильмы с бюджетами в сто миллионов долларов. Но $5-9 миллионов – вполне. И для культуриста, который 11 лет назад, не имея связей и почти не зная языка, отправился строить карьеру в США, это, по-моему, неплохо. Сегодня я общаюсь с людьми, на которых хотел и продолжаю хотеть быть похожим. Речь о тебе, Дон.
– Вы знаете, что тот же Брюс Ли, несмотря на киноламплуа, не был настоящим бойцом, не дрался на ринге? А вот Чак Норрис – он был, – говорит Дон Уилсон. – И именно он в 1979-м при встрече посоветовал мне попробовать силы в кино. Я сам с 1974-го по 2002 год был кикбоксером, одиннадцать раз становился чемпионом мира. И до сих пор в душе остаюсь в первую очередь бойцом.
А Голливуд, что тогда, что сейчас был и остается центром всей мировой киноиндустрии. Попал я в него в 1985-м – собрал все сбережения, закинул вещи в свой «Корвет» и переехал в Лос-Анджелес. Остановился в первом же мотеле, взял на стойке газету и стал искать рекламу актерских курсов. Я начинал, как и все артисты – изучал мастерство, ходил на кинопробы. Хотел стать звездой кино, но в Голливуде в тот момент не было ни одного большого актера с азиатским профилем. Все, на что можно было рассчитывать – это сыграть «плохого парня», наркоторговца. Тем более у меня есть проблема – я, наверное, самый большой «неудачник» в истории прослушиваний (смеется).
Знаете, почему я получил свою первую главную роль в 1987-м? Они просто не знали, что я азиат! Мне позвонили напрямую, не через агента, и сказали: «Если вы тот самый Дон Уилсон, чемпион мира по кикбоксингу, то мы приглашаем вас сыграть главного героя в нашем фильме». Уверен, если бы они до этого связались с агентом и увидели мое портфолио, то никогда бы даже не набрали мой номер.
И вот, мы встречаемся с режиссером, они понимают свою ошибку и говорят: «О, знаете, та роль написана для белого парня. Но вы можете сыграть злодея». Однако пройти пробы на главную роль мне дали. Ситуация, которую мне предстояло сыграть, была, наверное, самой натуральной, что я мог изобразить. По сценарию мой герой сталкивался с убийцей своего брата. А ведь в жизни у меня тоже есть брат – он был мне другом в детстве, менеджером, когда я был спортсменом, а сейчас он мой партнер по бизнесу. И после дубля режиссер сказал: «Я сейчас», – и вышел, чтобы позвонить продюсерам. Те 40 секунд изменили мою жизнь навсегда. Когда режиссер вернулся, он сказал, что я получил роль и могу стать звездой экшнов.
За следующие фильмы, в которых я участвовал как актер и продюсер, я познал все – успехи, провалы. Но если бы не тот случай, не знаю, как бы сложилась моя жизнь. Сейчас вы только учитесь, но уже должны отдавать себе отчет в том, что когда-то в жизни у вас появится Возможность. И вы должны быть готовы к встрече с ней, чтобы не упустить свой шанс. Спросите у олимпийского чемпиона: «Как ты получил медаль?» Да он годами о ней мечтал, и это позволяло ему двигаться вперед. Ваши планы будут меняться, но вам всегда нужна суперцель.
И еще: стремясь к своей цели, будьте всегда довольны тем, что имеете на сегодняшний день, и не завидуйте чужому. Вот у нас у всех здесь есть пара обуви. Кто-то не имеет и ее. Не расстраивайтесь из-за того, что вы пока не водите «Роллс-Ройс». Я же не плачу только потому, что я не Джеки Чан.
– Я полностью согласен с Доном, – говорит Александр Невский. – Вы должны быть во всеоружии, когда вам представится возможность проявить себя. Знаете, меня, как и других рожденных в СССР, не приучили к вере; но я по опыту знаю – тот, кто готов биться за свое дело день за днем, всегда получит шанс. Работайте много и всегда. Вы молоды, и в вашем возрасте многие мечтают о легкой работе. Но за нее и платят гроши. Найдите что-то посложнее, место, где вы сможете продемонстрировать свою экспертизу, проявить творческий подход! Когда-то я поступил так: и именно поэтому сегодня я не торчу в офисе, а делаю проекты, в которых задействованы сотни людей.
– Всю свою жизнь я слышу это слово – «невозможно», – начинает свою историю Невский. – Когда-то мне говорили, что невозможно накачать мускулатуру, будучи таким худеньким. В 14 лет я был довольно тщедушным, и девушек впечатлял в первую очередь тем, что читал им стихи.
Одноклассникам покрепче это не нравилось; вот я и попросил отца, который работал в ГУУ, записать меня в здешнюю секцию бокса. Там занимались ребята на несколько лет старше меня: но они не стали отрабатывать на мне приемы, а приняли как младшего брата – объяснили, насколько важно уметь уходить от конфликтов и сочетать физическое развитие с духовным. И через три месяца я уже мог постоять как за себя, так и за других «ребят, читавших девушкам стихи».
А через пять лет я стал самым крупным культуристом в стране. И следующее «невозможно», которое я услышал, было связано с профессией, в которой я хотел добиться успеха. К тому моменту я связал свою жизнь с ГУУ, изучал здесь экономику. Но еще в 1980-е понял, чем хочу заниматься по-настоящему. Вот что интересно: отец к моим увлечениям спортом особого интереса больше не проявлял; а вот мама, наоборот, старалась поддержать – она, правда, хотела, чтобы я пошел в баскетбол. Представляю, каково ей было видеть меня с разбитым после бокса лицом…
Но чтобы мне было на кого равняться, она доставала мне кассеты с фильмами в жанре экшн. А как-то раз она принесла билет на показ «Конана-разрушителя» с Арнольдом Шварценеггером. Не знаю, кто и как в то время потащил этот фильм в московский кинотеатр, но, увидев ленту, я сказал себе: «Хочу быть таким».
Мне, естественно, говорили, что ни на какое ТВ меня не возьмут. Наступили 90-е, крепких ребят тогда брали либо в охранники, либо… в криминальные структуры. Но я стал ведущим утренней программы на первой кнопке, снимался для второго и 6-го каналов. Вот только киноиндустрии в России тогда не было: многие кинотеарты стояли закрытыми, а весь box office составлял – только вдумайтесь – каких-то 4 миллиона долларов. Так что в 1998 я подался в США. Из-за этого, правда, не успел защитить диссертацию – тогда я уже был в аспирантуре ГУУ.
Первое, куда я попал в Америке, – Arnold Classic, такое шоу, в котором Арнольд Шварценеггер объединил мастеров бодибилдинга и боевых искусств. Там я и увидел Дона – человека, чьи фильмы мне мама приносила на «пиратках». Кстати, за день до сегодняшней лекции я здесь, в Москве, представил Уилсона своей маме, представляете!
А тогда он – уже звезда и продюсер собственных фильмов – был окружен толпой поклонников. Я стоял среди фанатов, все задавали Дону вопросы, и я тоже решился. На ломаном английском спросил: «Что нужно сделать, чтобы попробовать себя в серьезном кино». И он посоветовал: во-первых, для начала перебраться в Лос-Анджелес, подучить язык и разобраться, как работает кинобизнес; а во-вторых, пробиваться и не ждать, пока кто-то создаст проект «под тебя». И на следующий год, подкопив денег, я поступил на курсы английского в университете UCLA, а там стал изучать и актерское мастерство. Разобраться в бизнес-составляющей кино мне помогло экономическое образование, полученное в университете управления.
Кстати, отдельно скажу о знании языков. Чем бы вы ни занимались в жизни, если хотите выйти на международный уровень, учите английский. Десять лет назад был момент, когда меня представили Стивену Сигалу. А я, знаете, будто собачка – все понимаю, а сказать не могу. Так ничего ему и не смог тогда ответить.
Так вот, два года я учился. А когда стал регулярно посещать кастинги, то быстро понял, что если меня и пригласят, то только на роль «карикатурного русского» – к сожалению, только такие сценаристы в Америке пишут для выходцев из России. Я очень хотел делать кино со звездами, делать фильмы на английском, чтобы они шли по всему миру; но такие, чтобы в них были настоящие русские герои. Но в США-то им это тогда было неинтересно. В первом фильме, где я снялся, мое появление, например, можно заметить, только если в определенный момент нажать на паузу. Но я провел на съемочной площадке две недели, познакомился со многими. И когда восемь лет спустя я приехал в Лас Вегас, чтобы снимать свой “Magic Man”, то меня там помнили.
И – смотрите – когда я продюсировал свою первую ленту, «Московскую жару», то к нам, в Россию, приехала и голливудская съемочная группа, и Эдриан Пол, игравший знаменитого «Горца». Эту картину купило российское ТВ, причем эфир поставили на Новогодние праздники, что очень лестно для продюсеров, а фильм на DVD можно было купить во всем мире, в том числе во всех крупных магазинах в США.
Как видите, мне удалось совместить то, чем я хотел заниматься – создание международных блокбастеров, со своими личными требованиями и принципами. Все, что было нужно для этого, – каждый день «вставать с дивана» и идти вперед. Помните, что не бывает сверхлюдей, тех, кто не совершает ошибок; да и сложности есть абсолютно у всех. Вот и весь секрет. Универсальный секрет успеха.
– Как быть популярным и в России, и за океаном одновременно? Есть ли у вас какие-то рецепты?
Невский: Я считаю, что поступил правильно, отправившись за успехом в США. Дон правильно говорит, что Голливуд «завоевал» весь мир. Это не хорошо и не плохо – это факт. И это то, что вы должны использовать. Знаете, почему мои фильмы на DVD можно купить по всему миру?
Уилсон: Кстати, Александр, по-моему, единственный российский продюсер, чьи фильмы можно найти на полках магазинов в США…
Невский: Здесь нет никаких особых секретов. Я уверен, это может получиться не у каждого, но у многих. Вот Олег Тактаров и Владимир Машков – они отличные актеры, но они, при всем уважении, все кого-то и чего-то ждали. А нужно было просто найти свою фишку и наметить план достижения успеха. Например, сначала обрести известность там, а затем использовать эту популярность для раскрутки в России.
– У нас есть ГУУ. А где вы посоветуете приобретать знания тем, кто отправился в США?
Невский: Я посоветую университет, в котором учился сам – UCLA. У них есть программа Extension, предлагающая массу краткосрочных прикладных курсов. Сейчас в ГУУ мы обсуждаем создание чего-то подобного: коротких программ, насыщенных встречами с людьми, которые уже добились в чем-то успеха.
Уилсон: Вот несколько советов от меня. Во-первых, не забывайте про обучение через практику. Если вы хотите развиваться в менеджменте, то найдите компанию, в которой по-настоящему хотите работать, и устройтесь туда на любую позицию. Будет даже лучше, если вы начнете в ней с самых низов. Пускай ваша роль сначала будет незначительной, но с каждым маленьким шажком вы будете приближаться к основной, высокой цели. И не ждите, пока вам кто-то что-то предложит «на блюдечке», – встречайтесь с людьми, вращайтесь в индустрии, в общем, двигайтесь. Я лично знаю человека, который был когда-то водителем автобуса на студии, а сейчас стал одним из самых влиятельных агентов в Голливуде.
Во-вторых, учитесь у других. Когда я только начинал, то пошел на актерские курсы не только за знаниями, но и чтобы познакомиться с другими ребятами, которые хотели стать артистами. И спросил у них: «Что еще мне нужно сделать?» Они посоветовали мне хороший магазин, где можно было найти книги по любому направлению. Следующий месяц я читал все об актерском ремесле, что мог там найти. А потом стал следовать советам, что давались в книгах: о том, как найти агента, или как проходить кинопробы.
Книга о том, как найти себе агента, оказалась одной из самых полезных, что я прочел в жизни. Менеджер у меня появился быстро: я нашел того, кто уже работал с азиатскими актерами; мы пообщались, и если возникала работа, за которую не хотел браться один из его подопечных, ее могли передать мне. Уже через два месяца я получил роль в сериале, который шел на национальном ТВ. Роль была небольшой, но я мог позвонить друзьям и сказать: «Смотрите меня во столько-то». А с тем агентом я так и работаю с 1985-го года.
– Какие практические шаги вы посоветуете тем, кто отправляется строить карьеру в США?
Невский: Повторюсь, что переехав в Штаты, вы уже должны четко представлять, чего хотите в итоге, и понимать, что начинать все равно придется с малого. Конечно, вам потребуются какие-то сбережения, ведь первое время работать вы не сможете – процесс получения разрешения на работу там довольно долгий и сложный. Чтобы чувствовать себя при этом независимо, я бы посоветовал отталкиваться от суммы в $2.5 тысячи в месяц – и так на полгода. Это без учета образования: если хотите его получать, копите отдельно.
Что еще? Безусловно, вы должны хорошо знать язык. Дон правильно отметил, что вам нужно сразу пойти на курсы актерского мастерства, чтобы начать общаться с другими людьми. И помните, что пробы, агент – в первые месяцы у вас этого не будет.
И главное – «вгрызайтесь» в любую возможность, стучитесь во все двери. Люди, который говорят «я пробовал, не получилось», обычно не пробовали, а проводили время в ожидании чего-то. Но не перегибайте палку: когда я общался со Шварценеггером, я не просил у него эпизод; я просил совета. И это позволило мне сохранить с ним контакт на будущее.
Знаете, какую фразу я выписал в свой первый тренировочный дневник? «Бороться и искать, найти и не сдаваться» из «Двух капитанов» Каверина. Вам ежедневно придется бороться за себя, но уважайте при этом и других. Никто не знает, как добиться того, к чему вы стремитесь, лучше вас и ваших наставников – тех, к чьему мнению вы прислушиваетесь.
В 1998-м мне было очень важно найти человека, который пробился в киноиндустрию через спорт. И я встретил Дона. Надеюсь, сегодня мы тоже кому-то помогли…