Новости
Выбор факультета
13 августа 2020

«Я преподаю для себя»

В 2020 году мы празднуем двадцатилетие и продолжаем рассказывать о людях, которые учатся и преподают в бизнес-школе RMA. В рамках серии интервью мы поговорим с нашими выпускниками, которые не только достигли высокого уровня в своей профессии, но и сами начали преподавать в альма-матер.

Сегодня публикуем интервью с ответственным за связь с органами государственной власти в Wildberries Арменом Манукяном, который закончил обучение в группе «И-20» в 2016 году, а теперь сам читает лекции студентам факультета «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса».




Что вы скажете о вашем обучении в бизнес-школе RMA?

Скажу, что в свое время я сделал правильный выбор и ни разу не пожалел о нем. Факультет «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса» открыл мне путь в большой e-comm, за что я благодарен. А главное — это нетворкинг и контакты, которые ты приобретаешь во время обучения. Я до сих пор общаюсь и сотрудничаю со многими преподавателями и одногруппниками.

Что для вас значит преподавание?

Обычно, когда люди говорят о преподавании, они говорят, что это их долг — учить новые поколения, помогать обществу. Но у меня другой подход, я искренне считаю, что преподаю для себя. Преподавание дает мне возможность проштудировать весь известный мне материал, еще раз его переосознать и структурировать. Я, как и многие люди, иногда не в силах собраться и заставить себя просто так сделать довольно трудоемкую работу, например, засесть на два-три дня и проанализировать тренды, которые есть в той или иной сфере. Тут помогает четкий дедлайн: когда понимаешь, что тебе нужно выступать перед людьми, которые сами уже немного разбираются в сфере и хотят получать только актуальную информацию, приходится повышать свой уровень. Для меня преподавание — это рост в качестве эксперта.

Какие сложности и вопросы чаще всего возникают у студентов на лекции «Международная интернет-торговля и возможности российского бизнеса в ней»?

Самое страшное — это, когда вопросов не возникает, но к счастью, такого почти не бывает.

Главное, что хотят слышать студенты — это примеры из реального бизнеса. И это понятно: когда рассказывают о концепции маркетинга 4P, никому особо не интересна теория, все хотят знать, как ее можно применить в той или иной сфере. Самое забавное, что каждый студент хочет кейсы именно из его области интересов. Например, когда я привожу в пример маленькую компанию, которая начинает экспортировать варенье из Красноярска в Данию, то половина аудитории говорит, что им это не интересно, что они представляют большие корпорации. Когда рассказываю о кейсе огромной компании, которая танкерами поставляет рыбу в Африку, начинает возмущаться другая часть аудитории — стартаперы с компаниями без оборотного капитала. Поэтому у меня всегда есть несколько вариантов кейсов: крупной компании, микро-бизнеса и чего-то среднего, что может применить и первая часть аудитории, и вторая.

Что посоветуете студентам, чтобы учеба не прошла просто так?

Знаете, неделю назад разговаривал с друзьями и многие из нас жалели, что не отнеслись должным образом к учебе в университете. Это связано с тем, что каждый из нас думал, что эти знания никогда ему не пригодится. Советую не относиться так к учебе в RMA.

На мой взгляд, чтобы знания отложились, нужна привязка к реальности: послушали лекцию и пошли применять в своем бизнесе, в бизнесе работодателя или просто на досуге. Я знаю множество людей, которые работают в крупных компаниях, а по вечерам «приторговывают» на различных площадках, чтобы быть в форме и понимать, как живет рынок.

У людей, которые сразу применяют все на практике, получается все намного лучше. Это во многом связано с тем, что знания устаревают, и уже через месяц вы забудете все, что учили, и вряд ли найдёте в себе силы взять и реализовать что-то.

Если знания устаревают, зачем учиться?

Простите за грубую аналогию, но какой смысл мыться, если все равно станешь грязным? Самое главное — попасть в струю, а когда вы уже находитесь в нужном месте и вокруг вас нужные люди, вы сами будете меняться быстрее рынка. Посмотрите на наиболее успешных программистов, они начали программировать, когда все было по-другому. Или еще пример: среди моих знакомых экспертов в e-commerce многие начали еще до того, как интернет-торговля появилась в России. И они до сих пор лидеры индустрии, потому развивались вместе с отраслью.

Поэтому в первую очередь важно то, насколько вы вовлечены в индустрию. Учеба поможет нагнать то, что уже произошло, влиться и продолжать развиваться. И моя задача как преподавателя — вовлечь студентов.

Хотите пожелать бизнес-школе RMA что-то на двадцатилетие?

20 лет — это только начало и процесс становление. Поэтому желаю прожить долгую-долгую жизнь, чтобы больше людей приходило учиться и получало больше полезных знаний. Желаю, чтобы вся жизнь школы, спикеров и студентов была связана с постоянным развитием.

Все новости >