Новости
Выбор факультета
11 сентября 2020

«Я преподаю, потому что заинтересован в грамотных специалистах»

Продолжаем серию интервью с нашими выпускниками, которые не только достигли высокого уровня в своей профессии, но и сами начали преподавать. Сегодня на вопросы отвечает директор по маркетингу маркетплейса goods.ru Андрей Осокин, закончивший группу «И-9» факультета «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса» в 2012 году. Для студентов RMA он проводит выездное занятие в офисе goods.ru и рассказывает о том, как устроены маркетплейсы.



Андрей Осокин. Фотография предоставлена пресс-службой goods.ru

 

Почему вы начали преподавать в RMA?

Для меня самым ценным во время обучения был опыт наших преподавателей — практиков, которые не теоретизируют, а понимают, как все на самом деле работает и как это делать руками. Я считаю, что пришло время отдавать, так что я охотно делюсь со студентами своим опытом и приглашаю в офис goods.ru, потому что во время выездных занятий студенты узнают, что за фасадом. Когда я сам впервые попал с занятиями в офисы Google, «Яндекса», Mail.ru Group — это было супер. Лекции в учебном центре — это абстрактная информация, а в офисе конкретной компании понимаешь, что все это настоящее, что онлайн — это только витрина, а за ней каждый день работают сотни людей.

Еще я преподаю, потому что ощущаю кадровый голод в индустрии. Поэтому я заинтересован, чтобы люди учились и становились грамотными специалистами. Хочу, чтобы количество качественных кандидатов на собеседованиях увеличивалось.

 

Как считаете, почему в диджитал-направлении образовался кадровый голод?

Потому что индустрия растет быстрее, чем любое образование в этой сфере. Появляются масштабные проекты, которым разом нужно сразу много специалистов. Например, goods.ru появился четыре года назад, два с половиной года назад вышел из бета-версии и начал нанимать людей сотнями. В 2018 году с нуля появился «Беру!», где сейчас работают около тысячи сотрудников, — эти люди должны были откуда-то взяться.

Сейчас ситуация будет усугубляться, потому что период вынужденной изоляции показал всем необходимость выхода в онлайн. Поэтому сейчас в компаниях будет усиливаться диджитал-направление, для которого нужны специалисты.

А еще у нас нет фундаментального качественного образования в этом направлении, у нас нет своего Стэнфорда и MIT. И если в области программирования все хорошо в России, то в управлении интернет-проектами большой пробел. Не хватает студентов с горящими глазами, которые получили хорошие базовые знания и теперь хотят получить практику.

 

Может ли бизнес-образование помочь тем, кто получил базовое образование в другой сфере и хочет влиться в диджитал?

Да, и я сам проходил этот путь, когда пришел учиться в RMA из офлайн-компаний и не понимал, как все устроено в онлайн. Главное — живой интерес, способность учиться, желание погружаться в индустрию. Важно любопытство, чтобы изучить разные направления на рынке, и понять, что нравится тебе. Я начинал с прикладных историй: перформанс, SEO, сайтостроение, потом шел дальше, делал разные проекты и набирал опыт.

Бизнес-образование предполагает усеченный объем теории, оно дает базис и вектор развития, как и любое образование, потому что научить всему невозможно. Если кажется, что поучитесь в RMA и все будет круто, то зря, RMA — это только начало, а дальше учиться нужно будет безостановочно. Потому что все, что ты изучал три года назад, уже устарело. Нужно постоянно читать, изучать, смотреть на примеры других. Те, кто идет в диджитал, — вечный студент, потому что только так можно добиться успеха.

 

Вы говорили, что хотите видеть больше хороших кандидатов на собеседованиях. Посоветуете нашим студентам, как подать себя на собеседовании, чтобы после получить работу?

Я могу говорить только о своем опыте, потому что любой руководитель подходит к подбору персонала по-своему.

Для меня важно, чтобы человек был в теме, то есть он должен ориентироваться в e-commerce в целом, а в чем-то одном разбираться очень хорошо, например в перформанс-маркетинге или в работе с CRM. При этом он может прийти с классными знаниями в одной области, но с желанием развиваться в другой — это нормально. Главный совет — выбрать направление, которое вам очень нравится, и стараться в него погрузиться с помощью книг, статей, профильных конференций.

Еще я обращаю внимание, любят ли люди то, что они делают, или просто ищут работу. Часто в интернет-компании мигрируют люди из офлайна просто потому, что у нас высокие зарплаты, а не потому, что им интересно со всем этим разбираться. Но на собеседовании сразу видно горит человек своим делом или просто так зашел. Я охотнее возьму молодого адепта, потому что он будет жадно учиться и быстро вырастет, попав в правильную среду и получив наставника и практику.

Еще оцениваю способность к критическому мышлению и аналитике. Соискателям я даю задания на сообразительность и поиск нестандартных решений. Я ищу тех, кто умеет и хочет думать, таких совсем мало, к сожалению. Часто люди проходят курсы и потом стараются применять готовые шаблоны, а не мыслить и предлагать свои варианты. Такие люди не будут очень полезны для бизнеса.

 

Как вы сами продолжаете учиться?

У меня есть несколько подходов к собственному развитию. Больше всего дают зарубежные конференции, потому что в вопросе стратегических подходов, инноваций и маркетинга Россия сильно отстает от других стран. Советую посещать IRCE в Чикаго хотя бы раз в два года. Также обратите внимание на Web Summit, который проходит в Португалии и Испании, и на Mobile World Congress, потому что скоро уже мы будем говорить не «mobile first», а «mobile only». Все эти дорогостоящие поездки нужно воспринимать, как инвестицию в себя и в свой бизнес. На международных конференциях ты знакомишься с менеджерами Amazon, Walmart, Google и других крупнейших компаний, изучаешь их кейсы и сталкиваешься с будущим, которое к нам приедет только года через три. Это помогает формировать видение.

Среди российских конференций советую выставку и конференцию Oborot.ru Ивана Кургузова, где вы услышите приземленные на российский рынок доклады и получите нетворкинг, который действительно пригодится в работе. Не забывайте, что в кулуарах узнают больше, чем из выступлений на сцены, потому что некоторые вещи публично говорить просто нельзя. Вообще, пятьдесят процентов пользы от всех конференций и обучения дает именно нетворкинг. Если попасть в эту среду и прижиться в ней, ты всегда будешь на волне самых горячих новостей и новых технологий.

Еще, конечно, читаю издания, каналы, подписки, где публикуют регулярные дайджесты с отчетностью крупных компаний, исследования, новости.

 

Подскажете несколько ресурсов, на которые стоит подписаться студентам?

Канал в Телеграме E-commerce club, Think with Google Russia, Euromonitor international, New Retail, INFOline, канал Евгения Щепелина с отчетностями мировых компаний. Для начала будет достаточно, потому что это все нужно не просто читать, а анализировать. Хороший специалист получает информацию, обдумывает ее и решает, как ее можно применить в своей работе. Это неисчерпаемый источник вдохновения.

 

Спасибо за советы!

Все новости >