«Я воспринимаю преподавание как рассказ истории, которую поймут и запомнят»
В 2020 году мы празднуем двадцатилетие и продолжаем рассказывать о людях, которые учатся и преподают в бизнес-школе RMA. В рамках серии интервью мы разговариваем с нашими выпускниками, которые не только достигли высокого уровня в своей профессии, но и сами начали преподавать в альма-матер.
Сегодня публикуем интервью с Product Owner Gambling продукта Сергеем Литвиновым, который закончил обучение в группе «И-21» в 2016 году, а теперь сам читает лекции студентам факультета «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса».
Почему ты начал преподавать в RMA?
В какой-то момент мне захотелось структурировать полученные в работе знания и передать их другим специалистам в интересной форме.
Когда я сам был студентом в RMA меня очень вдохновил подход к изложению информации некоторыми преподавателями. Мне всегда нравилось, когда преподаватель — это не нудно читающий с бумажки лектор (как часто бывало в институте), а человек «заряженный» собственным делом, но в то же время имеющий возможность взглянуть на свою сферу со стороны, абстрагироваться и докопаться до самой сути.
Нужно сказать, что я в своих лекциях унаследовал подход некоторых своих преподавателей. Влияния оказали: Гай Карапетян (основатель агентства «ТемаКа»), Сергей Спивак (бизнес-тренер в spivak.ru, директор RDC.center, руководитель кластера «Образование и кадры» в РАЭК), Григорий Ситнин (продуктолог, руководитель технологической студии Sitnin.com), Вячеслав Иванов (UX-аналитик Usabilitylab).
Какие профиты дает преподавание лично тебе?
Если говорить о подготовке материала — это та полезная работа, которую всегда откладываешь «в долгий ящик». Мини-курс по интернет-рекламе я давно хотел прочитать для коллег/друзей/просто увлеченных людей, но это всегда были отрывочные консультации, а для бизнес-школы пришлось все это упаковать в стройный рассказ и отработать на нескольких аудиториях, получая их обратную связь.
Если говорить о знакомствах — часто студенты, которым понравилось то, как я излагаю материал, добавляются ко мне в друзья и я продолжаю с ними общаться и дружить дальше. Вы не представляете насколько диджитал-мир маленький. Я сам так нашел несколько друзей — «докопавшись» до преподавателей и продолжив общение с ним после учебы в RMA.
Ну и вообще мне нравится рассказывать людям новое и обсуждать сложные вопросы с умными людьми — студентами RMA, которые часто совершенно разных возрастов, сфер деятельности, уровней социальной и деловой иерархии.
Расскажи о своих лекциях: о чем рассказываешь и зачем это нужно знать студентам.
Я рассказываю студентам об одном из самых молодых и перспективных способах рекламы — партнерской рекламе. Область стремительно развилась не так давно, и в тот момент, когда я ей увлекся в 2012–2013 практически не было учебного материала достаточного качества, чтобы разобраться во всех деталях. Мне приходилось собирать эту информацию, постоянно общаясь с коллегами, клиентами/подрядчиками, посещая конференции, структурируя ее для себя.
Не всем эта информация релевантна и злободневна, но я стараюсь рассказать эти вещи в таком ключе, чтобы студенты могли использовать удачные методологии подсчета эффективности в дальнейшей работе в своей сфере.
Что нужно, чтобы лекция прошла отлично? Какие параметры хорошего занятия можешь выделить?
-
Обратная связь с аудиторией. Каждый человек гораздо лучше усвоит информацию, если она как-то касается его или его деятельности. Даже если эта тема не касается его сейчас, то можно предложить ему подумать над ситуацией, в которой это бы относилось к нему.
-
Примеры из жизни. Сколько бы мы не придумывали нового, большинство результатов нашей деятельности наследуют усвоенные нами когда-то паттерны/правила. Как говорится: «Если ты не можешь объяснить свою область трехлетнему ребенку — ты в ней не разбираешься». Так что я стараюсь провести мысленный эксперимент со студентами: пройти с ними эволюцию от начала развития сферы, задавая правильные вопросы, чтобы они поняли, почему она выглядит сейчас так, как выглядит.
-
Абстрактные вопросы/дилеммы. Это не задачки с правильными ответами — это то, где каждый может построить свою жизнеспособную модель, порассуждав. Это заставляет студентов вовлекаться в процесс обучения. А если мыслительный процесс был запущен — значит время не потрачено зря.
-
Юмор. Наш мозг ленив и ему гораздо проще веселиться/смеяться, чем учиться. Если подавать учебный материал вперемежку с шутками и парадоксальными фактами — это и запомнится лучше и у слушателей не будет тягостного воспоминания о скуке, связанной с обучением.
-
Поэтому я воспринимаю преподавание как рассказ истории, которую поймут и запомнят: я стараюсь рассказать интересно и смешно, а потом задать вопросы, для ответа на которые студентам необходимо поразмыслить над услышанным. За учебную пару я стараюсь «задать» студентам правильный вектор, следуя которому они быстрее освоят область, если она им будет актуальна. А я всегда готов ответить на вопросы тех, кто ко мне обратится после.
Сам продолжаешь учиться?
Вообще, я настоятельно советую студентам защитить диплом и иметь возможность посещать лекции лекторов в RMA даже после обучения. Я этим даже, можно сказать, злоупотреблял. Ходил иногда на лекции отдельный преподавателей по пять—шесть раз. Время идет, преподаватель накапливает опыт, и ты развиваешься вместе с ним. Вчера он успешный дизайнер, а сегодня —совладелец одной из самых быстроразвивающихся дизайн-студий (привет Мише Розову и студии PINKMAN J) и таких примеров в RMA масса.
Для меня образование в RMA уже третье. И я ближайшее время хочу поступать еще раз. На этот раз раздумываю либо над MBA в Москве, либо над отраслевыми курсами в Европе. Но вообще, если бы я смог сделать образование в RMA своим первым — я бы сделал.
Кому посоветуешь приходить учиться на факультет «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса»?
Я не советую, я настоятельно рекомендую приходить учиться в RMA всем тем, кто хочет погрузиться с головой в диджитал и быстро нарастить знакомства в этой сфере.
На сегодняшний день, несмотря на огромную популярность диджита-образования — RMA, появившись самой первой, задала такую высокую планку, к которой конкуренты только стремятся по соотношению цена/качество и, на мой взгляд, RMA остается безусловным лидером.
Я считаю, что человеку нужен человек. Все же офлайн образование эффективней, чем онлайн. Когда ты видишь крутого специалиста «на вытянутой руке», то гораздо сильнее проникаешься его идеями. Происходит невербальная коммуникация, и к тому же ты всегда можешь обсудить идеи или даже поспорить со своими одногруппниками, что поможет гораздо лучше усвоить материал.
«Живое обучение» дисциплинирует и мотивирует. Если ты уже приехал в бизнес-школу, то не учиться уже будет гораздо сложнее, чем учиться. Тем более бизнес-школа находится в таком вдохновляющем, красивом, современном месте, как Artplay, в котором всегда одно удовольствие погулять.
RMA — это «образовательный бутик». «...сегодня наш преподаватель основатель HeadHunter», «... сегодня наш преподаватель в списке Forbes IT предпринимателей России», «...Сегодня наш предприниматель — директор eBay Россия» — эти фразы регулярно слышишь в аудиториях RMA. Общаться с такими крутыми специалистами и иметь возможность задавать им свои вопросы — это бесценная возможность. Не знаю, где еще вот так просто можно встретиться с ними, минуя километровые очереди на конференциях или бесконечные преграждающие кабинеты их секретарш и замов в корпорациях.
Сообщество выпускников. Могу сказать, что после учебы все продолжается. У меня появились отличные друзья-одногруппники, с которыми я дружу до сих пор. Мой выпуск был 21м, но на встречи приходят люди, которые учились в первых выпусках.
Как складывается сейчас твоя карьера?
Когда я начинал учиться в RMA — я получил такой широкий спектр познаний в мире диджитал, что часто был более подкован во многих вопросах, чем мои руководители. Полученные знания от ведущих экспертов позволяли мыслить шире и иметь знакомства из многих сфер, для получения рекомендаций/консультаций.
Но все же, перед тем как стать руководителем проектов в IT (в новой для меня сфере), пришлось углубиться в одну из отраслей, а навыки, полученные в смежных отраслях в RMA, позволили быстро расти по карьерной лестнице. Сегодня я руководитель крупного проекта в европейской стране и предложения о сотрудничестве постоянно поступают.
RMA в этом году исполняется 20 лет, хочешь поздравить и что-то пожелать?
Наверное, после этого моего интервью многие посчитают, что мной изложенное — это заказуха. Поверьте, это не так. Это одна из самых лучших инвестиций времени в моей жизни. Но вы сразу должны понимать, что вам дают очень хорошую удочку, а рыбу вы должны выловить все-таки сами.
Каждый, кто сомневается в моих доводах, может смело написать мне в личку на фейсбуке, и я готов рассказать про свой опыт обучения и то, как изменилась моя жизнь, после того, как я отучился в RMА (а поступил я, когда мне было 29 лет). И могу сказать, что по моему примеру последовало как минимум уже три моих друга и собираются еще.
Так что желаю RMA расти и крепнуть, быть кузницей талантов и очень приятным сообществом профессионалов, людей, заинтересованных в своем непрерывном развитии, где тебе всегда рады.
P.S. Особенная благодарность Ирине Пахомовой за создание «домашней» атмосферы, а также Кириллу Эдуардовичу за то, что благодаря контролю и строгим правилам — сохраняет высокий уровень качества и эффективности обучения.