Новости
Выбор факультета
02
ноября
2024
Лекция «Принципы работы с большими данными при поиске и развитии талантов в спорте»
Алексей Селиверстов. Фото: RMA
«Дилетантские вопросы — это прекрасно!»
Алексей, темы ваших лекций в RMA обозначены как «Принципы работы с большими данными при поиске и развитии талантов» и «Поиск и распознавание талантов в спорте». Поясните коротко, о чем идет речь.
Первая тема, она, если можно так выразиться, более общая. Знания, которые студенты получают во время этой лекции, они затем могут применять в самых разных областях и сферах самых разных видов бизнеса, далеко не только в спорте.
Речь во время этих занятий идет о базовых статистических законах, о принципах сбора информации, подлежащей анализу в процессе выработки тех или иных важных решений, о ее сортировке, классификации, оценке ее непредвзятости, достоверности, о принципах обработки этой информации, позволяющих гарантировать наиболее точное, наиболее объективное понимание различных бизнес-процессов и бизнес-ситуаций.
Что касается второй темы, то она имеет уже самое прямое отношение непосредственно к спорту. Здесь мы говорим о том, как разглядеть подлинный спортивный талант, в том числе в детях самых ранних возрастов, как минимизировать ошибки в прогнозах относительно развития этого таланта, как, не расплескав его, не убив в человеке интерес, желание прогрессировать в избранном виде спорта, максимально бережно вывести его уже на профессиональный, и, может быть, даже на звездный уровень.
Естественно, рассказывая обо всем этом, я стараюсь ориентировать ребят на лучшие мировые системы подготовки спортсменов. Если говорить, например, о футболе, то это прежде всего опыт Голландии, Германии, Бельгии, Франции, наверное — Аргентины.
Это страны, где уже давно никто не оценивает качество игрока, тем более молодого и даже юного с точки зрения того, как он сыграл в данном конкретном последнем на текущий момент матче. Там таланты ведут, скрупулезно, детально отслеживают их на дистанции — в динамике, в статистике, на протяжение многих не игр, а лет.
Там вникают в тончайшие нюансы, там знают о так называемой проблеме относительного возраста, там очень осторожно дозируют физические нагрузки, там отдают себе отчет в том, что такое детская, юношеская физиология и психология, и как на эту психологию влияют не только победы, но и проигрыши, неудачи.
Словом, в этих странах процесс подготовки футболистов уже давно возведен в ранг настоящей фундаментальной науки, и результаты этого не заметить очень сложно.
Безусловно, именно к этому уровню нужно стремиться и нам, и мы, кстати, в последнее время в этом направлении тоже начинаем разворачиваться, хотя, конечно, все еще далеко не всегда и не везде. Впрочем, это отдельный разговор...
Согласен. А мы пока давайте поговорим о том, как вы, будучи выпускником RMA, стали еще и спикером бизнес-школы. Помните, кто с вами впервые о такой возможности заговорил?
Помню, конечно. Это был 2017 год. Январь. Позвонил мне Алексей Борисович Нечувилин, мой старший товарищ, коллега по Eastern Scout, давний преподаватель RMA, и говорит: «Мне кажется, ты со своими мыслями и идеями мог бы хорошо вписаться в мой блок стратегического менеджмента.
Поделишься наработками, передашь знания. Ну и фидбек хороший получишь. Знаешь же, что старый лис, когда с лисятами общается, всегда от них больше получает, чем сам отдает...»
Старый лис это вы, получается?
Ну, фигурально выражаясь. Так-то я молодой, конечно.
Понятно. И что, вы сразу на это предложение согласились?
Вообще не раздумывая...
Аналитик — и не раздумывая... Почему?
Просто потому, что я люблю RMA, и, несмотря на то, что бизнес-школа это далеко не первое место, где мне довелось учиться, именно ее я считаю своей основной альма-матер.
Сами для себя свою миссию в новом качестве как-то сформулировать пытались?
Пытался и сформулировал. Хотя не думаю, что поражу вас оригинальностью этой формулировки.
Я считаю так: если после моего занятия студенты о чем-то всерьез задумались, на какую-то проблему взглянули иначе, под другим углом, чем прежде, если у них в ходе лекции возникли какие-то вопросы, то мою миссию как преподавателя, можно считать исполненной.
Сама суть образования не состоит ведь в том, чтобы просто вложить в головы людей некий набор сведений. Гораздо важнее, на мой взгляд, привить им привычку и вкус к самостоятельному мышлению и научить задаваться правильными вопросами.
Вот примерно этим я и стараюсь заниматься во время своих занятий.
Вы помните, как готовились к самому первому из них?
Помню, что волновался очень. Хотя в принципе публичные выступления для меня никогда проблемой не были, но тут — особый случай. Хотелось не просто выступить, не просто в грязь лицом не ударить, но — произвести впечатление, как-то зажечь людей, увлечь, самому получить удовольствие от процесса.
Так что готовился тщательно: презентацию сделал на 60 слайдов, плюс еще все продублировал на обычных бумажных листах — так у меня самого весь необходимый материал лучше в голове уложился...
Ну и, в общем, это принесло свои плоды. Мне кажется, аудитория меня как-то сразу приняла, и сам я довольно быстро в этой новой для себя роли освоился, и вот уже скоро четыре года как эту роль исполняю, и мне это действительно в кайф.
Нет, правда, сама возможность общения с умными людьми, которые видно, что хотят и сами совершенствоваться, и спорт наш двигать вперед, делать его лучше, современнее, это большущее для меня наслаждение.
Особенно это проявляется в работе с дипломниками — у меня за это время было три действительно очень талантливых, очень целеустремленных выпускника, которые меня сами своим руководителем выбрали, которых я плотно консультировал при написании выпускных квалификационных работ и с которыми я пережил это потрясающее состояние синергии, опыт настоящего интеллектуального обмена, каких-то даже открытий, к которым мы совместными усилиями шли и, что самое приятное, приходили.
Студенты нынешние и прежние: вы видите между ними какие-то различия?
Я сужу опять-таки по количеству вопросов. Их сейчас на лекциях ребята задают гораздо больше, чем в то время, когда учился я. Значит, они больше думают, стараются глубже вникать в предлагаемую тематику. Для меня это — верный знак того, что качество аудитории растет.
Но вопрос вопросу — рознь, не согласны?
Поясните.
Ну, бывают, например, вопросы, выслушав которые, ты думаешь: ого, какой продвинутый студент! А бывают, как бы помягче сказать, совсем наивные, дилетантские, что ли...
Так дилетантские вопросы это же прекрасно! Как раз они зачастую и меняют нашу жизнь к лучшему, заставляют переосмысливать какие-то совершенно окостенелые, древние догмы...
Мы вообще слишком многие вещи привыкли считать за аксиому, а эти аксиомы, они в современном мире сыплются сплошь и рядом.
К примеру, совсем еще по историческим меркам недавно было принято считать, что чем раньше мы погрузим занимающихся в спортшколе детей в соревновательный процесс, чем раньше начнем жестко требовать от них результата, тем большего добьемся — вырастим этаких спартанцев, которые, и повзрослев, станут рвать всех направо и налево.
А что оказывается теперь? А теперь оказывается, что такой подход травмирует детскую психику, приводит к ранней усталости от спорта, к потере интереса к нему, к отказу продолжать занятия....
Теперь оказывается, что в той же Голландии, которая в деле подготовки футболистов — маяк для остального мира, дети вообще лет до 12 играют не то, что не на результат в каком-то турнире, а вообще даже без счета на табло в конкретном матче, и это не мешает им вырастать в крутых профессионалов, востребованных самыми топовыми клубами...
А с чего, как вы думаете, начался отказ от прежней неэффективной модели подготовки? А начался он, скорее всего, с вопроса какого-нибудь абсолютного дилетанта, который просто поинтересовался: отчего это мой сын, приходя домой с занятий в футбольной школе, часто выглядит расстроенным и даже плачет иногда?
Причем поначалу на этот вроде бы наивный и дилетантский вопрос люди, которых все вокруг считали суперпрофессионалами, отвечали в том духе, что да как же ему не плакать, если его команда опять проиграла. Это нормально — плакать в таких случаях...
А вот ненормально!...
Посоветуйте нынешним студентам: что им можно и нужно сделать для того, чтобы повысить свои шансы на трудоустройство в реальных спортивных проектах после окончания учебы в RMA?
Cовет первый я уже отчасти озвучил: задавайте вопросы, не бойтесь этого делать. Если что-то осталось для вас до конца неясным, не стесняйтесь обращаться к преподавателям и во время, и после занятий.
В RMA подавляющее большинство спикеров это люди, не уклоняющиеся от диалога со студентами, а, напротив, к нему стремящиеся.
И этот диалог с людьми, уже находящимися внутри индустрии, уже работающими в ней, как показывает практика, повышает и качество вашего образования, и, как следствие, ваши шансы на дальнейшее трудоустройство по полученной специальности.
Совет второй: используйте по максимуму те возможности, которые RMA предоставляет в плане профессиональных стажировок на различных турнирах и соревнованиях самого разного уровня — от детско-юношеских до абсолютно топовых, европейских и даже мировых.
Это позволит вам определиться с собственными предпочтениями, понять, где конкретно, в каком виде спорта и в каком качестве вы хотите себя проявить, и, что немаловажно, наладить контакты с людьми, которые уже в спорте работают и, возможно, согласятся и вам с аналогичной работой как-то посодействовать.
Совет третий: заявляйте о себе. Демонстрируйте свою компетентность, коль скоро вы в том или ином вопросе за собой ее ощущаете. Создайте и ведите свой блог на профессиональную тематику — на Яндекс.Дзене, на Спортсе завести его ничего не стоит. Точно также, как и создать собственный сайт, допустим, на Тильде.
Мы знаем достаточное количество людей, которые начинали с ведения тактических футбольных блогов, а теперь продолжают заниматься этой же темой уже в качестве аналитиков вполне себе уважаемых клубов.
Или вот опыт Игоря Еронко: он был обозревателем «Спорт-Экспресса», писал в том числе и об НХЛ, хорошо зарекомендовал себя как человек, действительно разбирающийся в хоккее, понимающий его, и, пожалуйста, сейчас он — ассистент генменеджера «Авангарда».
Наконец, четвертое. В RMA, насколько я помню, от выпускников обязательной защиты дипломной работы не требуют, но я бы всем, кто действительно рассчитывает сделать карьеру спортивного менеджера, посоветовал бы диплом написать и защитить. Это реально круто и ценно.
И не так важно даже, какого мнения об этом дипломе будет экзаменационная комиссия, какую оценку она вам выведет.
Главное для вас в этой ситуации будет заключаться в том, что вы, написав оригинальную, аутентичную работу, прошли свой путь в RMA целиком — от поступления до финального теста. Вы сумели, начав дело, довести его до логического завершения. Вы не сдались, не испугались, не дрогнули. И тем самым продемонстрировали качества, без которых хороший управленец, не только спортивный, просто немыслим.
Ну и напоследок: бизнес-школе RMA в этом году исполнилось 20 лет, факультету, который вы окончили и на котором теперь преподаете — пятнадцать. Ваши пожелания юбилярам...
Я хочу прежде всего вот что сказать: RMA за первые двадцать лет своего существования взял определенный уровень и создал стандарт, который у нас в России никто до сих пор не то, что не превзошел, но даже и не повторил, и, я думаю, вряд ли когда повторит — ну, просто потому, что столько пота, крови, труда и эмоций было в этот проект вложено, что сложно себе такое повторение представить...
А что касается пожеланий, то главное мое пожелание такое: я хотел бы, чтобы еще через двадцать лет на лекциях RMA сидели бы не только студенты из России и из стран так называемого ближнего зарубежья, но и люди, специально к нам приехавшие за образованием из тех краев, на которые мы сейчас в плане уровня развития того же спортивного менеджмента ориентируемся как на некий эталон. Из Германии, Франции, Англии, той же Голландии...
Понимаю, звучит это сейчас фантастически, но согласитесь, многое из того, что двадцать лет назад нам казалось фантастикой, сейчас ею быть перестало.
Так что, я верю. А там — посмотрим.
Читайте также:
«В RMA нет профанации, здесь не пишут дипломов на тему „Организация Чемпионата мира по футболу“» (интервью Алексея сайту бизнес-школы, июнь 2020).
Смотрите также:
Лекция Алексея Селиверстова в Академии Регби Центр
Лекция Алексея Селиверстова в Академии Регби Центр
Алексей Селиверстов в эфире передаче Спорт по понедельникам на YouTube-канале Mediametrics Live 2
Слушайте также:
Выпуск подкаста Цена Победы, в создании которого принимали участие Алексей Селиверстов и еще один спикер RMA, директор Академии регби Алексей Нечувилин