Новости
03 февраля 2012

Наша американская мечта (ВИДЕО)

Загрузка плеера


Как мы уже неоднократно сообщали, с 1 по 15 января студенты программы «Менеджмент в игровых видах спорта» прошли стажировку в США, стране, являющейся безоговорочным мировым лидером в спортивной индустрии. В деловой поездке также приняли участие партнеры факультета: топ-менеджеры хоккейных клубов «Атлант» (Московская область), «Динамо» (Минск) и «Динамо» (Рига), представители Оргкомитетов «Сочи 2014» и «Россия 2018» и телеканала «Россия 24». Сегодня мы подводим некоторые итоги стажировки, организованной инновационно-образовательной компанией RMA, а помимо того – представляем вашему вниманию видеосюжет, посвященный нашему пребыванию в Америке.

За две недели нам удалось подробно ознакомиться с бизнес- и управленческой структурами трех ведущих профессиональных спортивных лиг Северной Америки – НHL (хоккей), NBA (баскетбол), МLS (футбол), побывать в нескольких хоккейных, футбольных, бейсбольных и баскетбольных клубах, а также на матчах регулярного хоккейного и баскетбольного чемпионатов.

Если вкратце суммировать полученные в поездке впечатления и извлеченные уроки, то можно сказать, что, в отличие от более нам привычного и более нами изученного европейского спорта, весь американский профессиональный спорт существует по правилам коммерческого партнерства: лиги, по сути, являются совместными предприятиями, следящими за конкурентоспособностью всех своих команд и перераспределяющими значительную часть доходов более финансово состоятельных клубов в пользу менее состоятельных.

Дон Гарбер, президент MLS, встретившийся с нами в нью-йоркской штаб –квартире лиги, охотно признал эту систему «социалистической» и заявил, что она абсолютно оправдывает себя, а потому вряд ли подвергнется изменениям хоть в сколько –нибудь обозримом будущем.

Таким образом, а кроме того за счет системы драфта, предоставляющей аутсайдерам право первого выбора наиболее талантливых молодых игроков, поддерживается примерное равенство возможностей – шансы на победу в чемпионатах североамериканских профессиональных лиг, пусть и не совсем одинаковые, имеют все участники, «вечных чемпионов» здесь нет.

Разумеется, в первую очередь такая политика направлена на подогревание болельщицкого интереса, ведь наблюдать за игрой, результат которой не предопределен заранее, куда более занятно. Болельщику, как основному источнику заработка, менеджментом лиг и клубов уделяется основное внимание, именно болельщик, а не спортсмен является в американском спорте фигурой номер один. Удовлетворению его потребностей, обеспечению его комфорта подчинено все.

На первый план, таким образом, выходят уровень организации шоу, качество предоставляемых на аренах услуг, еды, напитков, продаваемой в клубных магазинах атрибутики, условия парковки, и так далее, и тому подобное. Спортивный результат, показываемый командой, становится не то, чтобы не важен, но во многом второстепенен: с нашей точки зрения это нонсенс, но с точки зрения американцев, а лучше сказать, с точки зрения американского спортивного менеджмента, в этом нет ничего страшного. Больше того: так, и только так и должно быть.

Мы побывали в клубах New York Mets (бейсбол) и Washington Redskins (американский футбол): в последние годы они проигрывали до 70 процентов домашних матчей за сезон, но, независимо от этого, их арены на каждой игре продолжали заполняться почти до отказа. Сильное впечатление произвели на нас слова Кристофера Хэка, главы департамента бизнес- операций нью –йоркского футбольного клуба Red Bulls: «Да, победы команды стимулируют продажи, и мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы в случае победы использовать ее коммерческий потенциал по полной программе. Но, с другой стороны, мы не можем контролировать то, что происходит на поле, не можем гарантировать благоприятного исхода игры, и поэтому мы должны уметь выдерживать хороший уровень продаж даже если побед нет вовсе».

Да, именно доходность, именно прибыль в Америке являются ключевым критерием оценки успешности (или неуспешности) профессионального спортивного клуба. Если прибыли нет, если клуб не популярен в своем городе, если он не выдерживает конкуренции со стороны представителей других видов спорта, он в крайнем случае будет ликвидирован, но скорее всего – переедет в другую местность, с более благоприятной коммерческой конъюнктурой, как это случилось недавно с хоккейной командой Atlanta Trashers, сменившей владельца и название и перебравшейся в канадский Виннипег. И никто, заметьте, не выходил по этому поводу на улицы, не требовал «сохранить хоккей в Джорджии» и не писал Обаме писем с просьбой срочно подыскать «Атланте» спонсоров из числа богатых нефтяных, металлургических или каких бы то ни было других компаний.

Кстати, о спонсорах: манера работы с ними американских клубов и лиг от нашей отличается разительно, в плане креативности подхода в первую очередь, и понятно, что преимущество здесь не на нашей стороне. Приведем один только пример: на матчах Washington Capitals сейчас демонстрируется ролик, рекламирующий одного из спонсоров этого хоккейного клуба – крупную глазную клинику. Сюжет его таков: некий плюшевый орел-хоккеист (Орел – символ Capitals), очертаниями кривого клюва очень похожий на Овечкина, стал слаб глазами. Причем настолько, что по пустым воротам мазал с пяти метров. Поэтому он обратился в означенную клинику, там глаза ему быстро починили, и снайперский дар к нему вернулся. В общем, это забавно, это креативно, и это – запоминается. А теперь попробуйте припомнить что-нибудь похожее у нас. Сложно? Вот то –то и оно. Неудивительно поэтому, что результаты многих исследований и опросов свидетельствуют: главной своей цели, а именно той, чтобы лиги, клубы и чемпионаты ассоциировались у отечественной целевой аудитории с той или иной компанией – спонсором, отечественные компании-спонсоры зачастую не достигают.

И еще один важный момент, подмеченный нами в Washington Capitals и относящийся, пожалуй, ко всему североамериканскому спорту: все у них там делается с абсолютно холодной головой. У нас администрация клубов, не всех, но многих, декларирует: менеджеры должны переживать за команду, должны быть болельщиками, другие сотрудники нам не нужны. А там подход прямо противоположный: они за свои команды не то, что не переживают, а, похоже, вообще не очень-то и следят, где они там идут, на каком месте в таблице. Это, само собой, только предположение. Хотя Джо Дюпри, вице-президент Capitals по маркетингу, нам сказал совершенно четко и ясно: «Если человек приходит ко мне наниматься и говорит, что он хочет работать в клубе, потому что он за него болеет, ноги его здесь не будет. У нас правило: мы должны гореть на работе, а не на игре».

А вообще, если говорить именно о хоккейной части программы, в которую помимо Capitals, входило знакомство с New York Rangers, New York Islanders и New Jersey Devils, то больше всего нам запомнились именно Devils. Потому, наверное, что в Нью-Джерси нам посчастливилось пообщаться с самим Лу Ламорелло, под руководством которого «Дьяволы» завоевали все три своих Кубка Стэнли. Несмотря на все свои заслуги и регалии, человеком Лу оказался в хорошем смысле простым, так что мы смогли во всех подробностях расспросить его о самых разных аспектах его работы, а под конец он порадовал нас воспоминаниями о своем знакомстве и совместной работе с Вячеславом Фетисовым.

Завершая рассказ об американской стажировке, хотелось бы вспомнить еще о нашей поездке на Winter Classic – это, как вы, наверное, знаете, матч регулярного чемпионата NHL, который раз в году команды играют на открытом воздухе и на натуральном льду, как в старые добрые времена. На этот раз играли Philadelphia Flyers и New York Rangers, победили нью-йоркцы, но игра нам запомнилась не этим, а тем, что там, около стадиона, большинство из нас накупило какое-то невообразимое количество хоккейных сувениров. Вернулись в гостиницу, и думаем: «Зачем они нам нужны, в таком –то количестве?!» Но это ведь мы подумали уже потом. А в самый первый момент нам просто очень захотелось их купить, и все тут! Хорошо все –таки у них работают маркетологи, остается только снять шляпу…

Совсем уже в заключение можно сказать еще вот что. Когда –то в течение двух с половиной лет руководитель факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Игорь Колесов жил в Америке и профессионально играл там в хоккей. Он говорит, что делал это с большим удовольствием, а теперь, вернувшись в США спустя 14 лет уже в другом качестве, понял, что не меньшее удовольствие может получать от своей работы спортивный менеджер. Главное, чтобы работа эта была сделана хорошо, то есть – профессионально. Именно этому, профессионализму, нам нужно и должно учиться. В том числе, и возможно, в первую очередь, у них, у американцев. Это должен понимать каждый молодой человек, собирающийся связать свою профессиональную жизнь с индустрией спорта. И это, наверное, и есть тот самый главный вывод, который мы сделали, открыв для себя спортивную Америку.

P.S. С удовольствием напоминаем вам о том, что уже очень скоро, а именно 12 февраля, в Государственном университете управления пройдет конференция «Опыт работы профессиональных спортивных лиг и клубов Северной Америки», на которой мы обобщим и проанализируем информацию, полученную в ходе недавно завершившейся стажировки. Зарегистрировавшись здесь, вы сможете стать участниками этого мероприятия.

P.P.S. Более подробно информация о стажировке в США представлена в материалах, опубликованных на сайте инновационно – образовательной компании RMA, а также в блоге факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» на портале Sports.ru.

Зимний вечер в Яграх

Правила старого Черта

Лига победившего социализма

Неэмоциональная хоккейная лига

Все новости >