Новости
Выбор факультета
01 декабря 2020

«Мне нравится видеть, как студенты ловят инсайты, и понимать, что их внимание полностью захвачено»

Мы продолжаем рубрику «Выпускники RMA — наши спикеры». Сегодня с нами своим преподавательским опытом делится генеральный директор Retail Rocket Николай Хлебинский, окончивший факультет «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса» RMA в 2013 году.


Николай Хлебинский
Фото: Владислав Шатило / РБК


Николай, вы — основатель и генеральный директор Retail Rocket. Зачем вам преподавание?

У меня есть два ответа на этот вопрос.

Во-первых, я люблю учиться, а преподавание помогает мне самому обучаться: одно дело — впитать информацию самому, другое — кому-то эту информацию передать. Приходится по-другому структурировать материал и делать это так, чтобы даже самая сложная, абстрактная, концепция нашла отклик.

Во-вторых, на это есть запрос. Когда десять лет назад я начинал, мне приходилось собирать информацию по крупицам — отовсюду, откуда только мог. Тогда не было никаких образовательных центров в области цифрового маркетинга. И как только в моем информационном поле возникла RMA, я сразу же пошел туда учиться, а со временем стал преподавать.

Вы помните, как начался ваш преподавательский путь в RMA?

Во время учебы на факультете «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса» у меня уже было несколько готовых лекций. И по своей собственной инициативе я прочитал своим же одногруппникам материал по SEO, по поисковой оптимизации.

А далее — как этот путь продолжился?

Меня позвали выступить на Дне открытых дверей. После того, как услышали, что я могу что-то толковое говорить, предложили читать лекцию уже в рамках курса.

RMA — не единственная площадка, где вы выступаете в качестве спикера. Отличаются ли чем-то принципиально лекции в RMA от всех остальных?

Насколько мне известно, в этой области довольно много небольших офлайн-курсов, а вот годовое очное образование почти не представлено — большинство частных инициатив проходит в онлайне. Принципиальное отличие только в этом — в том, что нет личного общения с аудиторией. Есть разве что чат, но это совсем другое.

То есть для вас офлайн наиболее предпочтителен?

У меня нет особых предпочтений — офлайн/онлайн. Я считаю, что все зависит исключительно от студента. Если человек хочет получить максимум от образования, он его получит.

Например, на прошлой неделе я выступал в качестве спикера на онлайн-конференции, после которой мне написал человек — задал вопросы по тем тезисам, которые не понял. Мы пообщались, раскрыли тему, я дал ему какие-то ссылки. Но есть и другой пример: периодически в офлайне наблюдаю ребят, которые сидят в телефонах и увлечены чем-то посторонним, — из этого, очевидно, ничего не получится.

Возможно, для отдельных спикеров важно просто постоять на сцене и сделать красивое фото, но для меня важно другое. Моя конечная цель — оставить в голове у слушателей хоть что-то полезное. Мне нравится, когда я вижу положительную реакцию, когда люди ловят инсайты и их внимание полностью захвачено.

Когда вы обучались в RMA, кто из преподавателей произвел на вас большее впечатление?

Больше всех меня впечатлил Геннадий Николаевич Константинов, профессор ВШЭ. Он вел у нас лекции на тему стратегического мастерства. Его подходы взорвали мне голову. Но большая часть группы мою оценку не разделила. Тем не менее, я считаю его одним из самых гениальных людей, которых когда-либо довелось встречать.

А что смутило ваших одногруппников?

Есть такое понятие «образовательная позиция». Большинство студентов бизнес-школ — это сильные и уже состоявшиеся личности. У них свой набор убеждений, свой опыт и достижения, которыми они гордятся. И, приходя учиться вновь, они чувствуют себя клиентами и выражают недовольство тогда, когда какие-то мысли не резонируют с их собственным мнением. Они закрыты и прикладывают недостаточно усилий, чтобы хоть как-то допустить альтернативную точку зрения. Такие студенты не занимают образовательную позицию.

Если коротко, о чем рассказываете студентам?

Раньше я читал лекции по веб-аналитике. Сейчас у меня занятия по маркетингу: про то, как строить маркетинг в интернет-компании. Эту лекцию ставят одной из первых — как вводную часть, где затрагиваются все основные аспекты. И в дальнейшем каждый из этих аспектов разбирается более детально уже с другими преподавателями.

Как вам кажется, какими личностными характеристиками и качествами должен обладать будущий управленец в интернет-бизнесе?

Если хочешь прогрессировать как профессионал, то должен постоянно развиваться в том направлении, которым занимаешься. В интернет-бизнесе это особенно актуально, потому что отрасль развивается невероятно быстро — о том, что происходит в интернете сейчас, два года назад даже помыслить было сложно. Рынок растет, и людей с хорошим уровнем компетенции не хватает.

RMA — неплохая точка входа для тех людей, которые хотят попасть в диджитал из другой сферы и осознают необходимость срочного приобретения компетенции именно в цифровом маркетинге.

Что могли бы пожелать RMA в год двадцатилетия?

Успехов!

Все новости >