Новости факультета
Выбор факультета
25 августа 2016

Сабина Чагина: «Уличное искусство не нуждается в экспликации»

С 30 августа по 18 января в Москве пройдет II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Журналист The Art Newspaper поговорила с ее соорганизатором Сабиной Чагиной о том, как обстоят дела с уличным искусством в Москве, зачем показывать стрит-арт-художников в стенах институций и чем вторая биеннале, представляющая авторов со всего мира, отличается от первой.




Программа биеннале «Артмоссфера» очень насыщенная. Расскажите о главной площадке — что она будет собой представлять?

Основная программа будет проходить на центральной выставочной площадке города, в московском Манеже. К сожалению, она будет длиться всего десять дней, но, несмотря на изменившиеся обстоятельства, мы не оставили своего желания придать выставке определенный статус и представить уличное искусство на том уровне, на котором его привыкли видеть повсюду в мире, а не показывать как нечто маргинальное, чем оно пока считается в России.

Основной проект объединяет идея показать не только уличных художников, но и работы тех, корни искусства которых уходят в стрит-арт. Наш хедлайнер Miss Van — одна из самых известных художниц на европейской граффити-сцене. К примеру, там будет панно, больше похожее на ковер и изображающее персонажей, которых мы привыкли видеть в ее исполнении на городских улицах. Многие из представленных иностранцев больше не «бомбят» стены, но школой жизни и творчества для них была именно улица.

Когда рисование на улице приобрело статус искусства, достойного выставки в Манеже?

На самом деле уличное искусство в России только начинает приобретать легитимный статус, отчасти поэтому мы и показываем так много зарубежных художников: чтобы продемонстрировать, как это может быть, и воочию познакомить с ними российских стрит-артистов и широкую публику. Среди участников основного проекта — 45 иностранных и 26 российских художников. Последние уже догоняют первых, но по уровню профессионализма и подхода к работе в общей массе им все еще есть к чему стремиться. Российскую часть выставки мы сформировали в ходе большого открытого конкурса, который объявляли предварительно, собрав более 200 заявок, а также в рамках спецпроектов.

Чем II Биеннале уличного искусства отличается от первой, которая прошла в 2014 году? Что будет неожиданного?

У нас изменилась структура. В 2014 году я была единоличным куратором всей биеннале и самостоятельно решала, кого из художников увидит московская публика. В этом году, чтобы показать разные взгляды, мы пригласили для формирования основного проекта 11 кураторов, чьим основным профилем является стрит-арт. Каждый из них представит тот пласт уличного искусства, с которым работает и который считает интересным и достойным показа. В основном они фокусировались каждый на своей стране или же объединяли художников по принципу схожести стиля. Уже сегодня я могу сказать, что благодаря такому разнообразию на выставке будет множество неожиданных высказываний.

Например, неожиданным для меня стал выбор Яши Янг, куратора музея уличного искусства Urban Nation, который откроется в 2017 году в Берлине. Она решила представить художников, переосмысливающих живописную традицию средствами стрит-арта. Также я ожидала, что кураторское объединениеInstagrafite, известное тем, что организует в Бразилии фестиваль O.Bra, предложит каких-то очень известных бразильских художников, — они же, напротив, представили совершенно новых, молодых авторов, которых мы раньше не знали.

 

Читать далее…

Все новости >