Новости факультета
Выбор факультета
08 ноября 2018

Елена Селина: «Мы просто научились работать в более сложных условиях» (интервью галериста и куратора The Art Newspaper Russia)

Елена Селина, арт-директор старейшей московской галереи XL, куратор многих значимых выставок, преподаватель факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» знает и чувствует ситуацию в современном искусстве, потому что много лет находится внутри него.





Ситуация в нашем современном искусстве довольно тревожная. С одной стороны, все хорошо: есть художники, музеи и зрители, есть галереи. С другой — решено не строить новое здание ГЦСИ, сам центр после слияния с РОСИЗО изменился, государственная идеология призывает крепить скрепы, а не стремиться к развитию. А как вам видится ситуация?

Что касается «тревоги» — я приучила себя ей не поддаваться. Мой принцип: делай что должно, и будь что будет. Конечно, мы сильно зависим от политической и экономической ситуации, но постепенно учимся уворачиваться и выживать.

Существуют как бы две параллельные реальности — глобальная, которая внушает тревогу, и малая, где все движется по определенной логике: мы делаем выставки, художники развиваются, работы продаются...

В этой малой реальности, например, после ярмарки Cosmoscow прошел месяц, а ежедневные продажи все еще идут, по крайней мере на моем малом галерейном поле. Боюсь что-то прогнозировать, но какое-то движение на рынке есть.

Если посмотрим на образовательные и выставочные программы, то здесь активно работают «Гараж», Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, Школа Родченко, «База», «Свободные мастерские», скоро возобновит работу ИПСИ.

Практически все перечисленные музейные институции активно показывают значимые выставки: в Третьяковке — Илья Кабаков, в МАММ скоро открытие выставки Виктора Пивоварова, интересное открытие сезона у музея «Гараж», у Московского музея современного искусства прекрасная выставочная программа. Формально — все происходит. И я не могу сказать, что сегодняшняя ситуация резко отличается от ситуации 2014 или 2012 года. Мы просто научились работать в более сложных условиях. Что бы ни придумывали любители русской посконной жизни, наша деятельность продолжается.

Как раз в 2012 году, когда Марат Гельман и Айдан Салахова закрыли свои галереи, вы выступили с открытым письмом…

Выступила. К этому времени скопилось много проблем в нашей галерейной сфере, и мне казалось, что, если я, воспользовавшись поводом закрытия галерей, скажу о проблемах громко, мы, оставшиеся, общими усилиями сможем их преодолеть. Получилось, увы, не совсем так, как я предполагала.

Среди прочего я написала, что из-за сложной ситуации на рынке я пока останавливаю международный ярмарочный марафон и активизирую XL Projects, в задачи которого входит проведение выставок в музеях: работа должна продолжаться, а художники — развиваться. И музеи меня услышали. До этого времени мы делали выставки за свой счет, а после 2012 года — при финансовой поддержке музеев или фондов.

Двухчастную «Реконструкцию» поддержали фонд «Екатерина» и «Гараж»; Московский музей современного искусства полностью финансировал посмертную выставку Владика Монро «Архив М»; выставка Ирины Кориной в Манеже, «Невесомость» в центре «Рабочий и колхозница» состоялись при гос¬поддержке. То есть моя личная судьба стала складываться неплохо и интересно.

Однако в том же письме я писала о состоянии рынка, который, возникнув в 2001-м и успешно развиваясь до 2008-го, к 2012 году сошел на нет. На пике криков о «закрывающихся» галереях и их ответственности за порушенную художественную ситуацию никто не заметил самого главного: успешный бизнес никогда не закрывают, и в благополучной ситуации три галереи своими действиями ничего не могут «порушить».

А ситуация не была благополучной, и это факт. Очень скоро закрылись замечательные галереи. Сейчас рынок не стал намного сильнее после 2012-го — если только чуть-чуть, — однако работы некоторых художников продолжают покупать. На том и держимся.

Читать дальше…
Все новости >