Новости факультета
Выбор факультета
13 января 2016

Владимир Долгов: «В 2015 году потребитель трясся от страха»

«Секрет фирмы» публикует самые интересные выдержки из интервью главы представительства eBay в России, преподавателя факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Владимира Долгова. Запись интервью с Владимиром Долговым и другими гостями сооснователя и гендиректора образовательной компании «Нетология-групп» Максима Спиридонова можно найти на сайте «Рунетологии».

Владимир Долгов окончил МФТИ и получил MBA в Калифорнийском университете. Работал в Институте атомной энергии имени Курчатова. С 1996 по 1999 год возглавлял подразделение по разработкам продуктов компании «ЛУКОЙЛ-информ». С 2000 года работал в интернет-магазине Ozon.ru, где дорос до позиции генерального директора. В 2005 году возглавил российское представительство Google. С июня 2012 года перешёл на позицию гендиректора в российское подразделение eBay.


— Вы много лет возглавляли российское представительство Google. Переход в eBay смахивает на даунгрейд.

— Так кажется только со стороны. В Google я провёл семь лет. Это безумный срок. Рано или поздно, особенно при нынешнем темпе жизни, просто устаёшь от того, что делаешь, и появляется тщеславная мысль, что я здесь уже всё знаю. Становится скучно.

— А в чём был интерес перехода в eBay?

— Для меня это второе пришествие в e-commerce. В 2005 году я работал генеральным директором Ozon.ru, откуда ушёл в Google. Но электронная торговля с тех пор изменилась. В моё время в Ozon.ru была небольшая экспортная компонента. Мы продавали книжки, видео, музыку для наших соотечественников, которые уехали за рубеж. Теперь всё наоборот: товары везут в Россию. Стало гораздо интереснее.

— Какие аргументы использовал eBay, чтобы переманить вас из Google?

— Вице-президент eBay говорила мне: «Давай попробуем, ведь ты здесь всё понимаешь. У тебя огромный опыт». Я отвечал, что меня в Google всё устраивает. В конце концов я задал вопрос: «Что у вас есть в России?» Она ответила: «Ничего!» И это мне напомнило ситуацию, когда я был единственным сотрудником Google в России в 2005 году. Я сидел в маленькой комнатке, в которую с трудом могли поместиться ещё два человека. Так вот eBay в 2012-м был как Google в 2005-м. И я согласился.

— То есть для вас это был профессиональный вызов?

— Очень редко у людей бывает шанс построить с нуля серьёзное дело. Совсем не у многих бывает шанс сделать это дважды. А eBay — это уже третий проект после Ozon.ru и Google, где я начинаю с нуля.

— По вашему мнению, чем занимался российский потребитель в течение 2015 года? Мне кажется, можно ответить коротко: он ужасался.

— Да, он трясся от страха и строил мрачные прогнозы на будущее. Экономическая ситуация ударила по спросу независимо от того, внутренние это покупки или кроссбординговые. Вместе с курсом доллара меняется стоимость обычных потребительских товаров, коммунальных услуг. Человек считает деньги и понимает, что их осталось совсем мало. Стихийно-экономическое мышление обычного российского потребителя срабатывает моментально.

— Но при этом довольно предсказуемо. При ухудшении экономической ситуации потребитель будет смотреть на более дешёвый товар.

— В макроконтексте да. Что мы увидели, когда начал расти доллар? Сразу же произошла переориентация покупателей с более дорогих европейских и американских товаров на китайские. Через некоторое время, где-то в феврале-апреле, начало происходить нечто непонятное. Казалось бы, с Китаем всё хорошо, Америка и Европа должны немножко «отдохнуть». Но у нас стала расти Европа. Это курс евро упал по отношению к доллару, и народ быстро понял, что европейские товары, которые раньше были дороговаты, стали вполне себе разумны по цене.

— Насколько я знаю, почти половина посылок, заказанных российскими гражданами в 2015 году в электронных магазинах, придёт из-за рубежа.

— Пока говорить сложно, надо дождаться подведения итогов четвёртого квартала. Если говорить в штуках, то возможно. А если говорить о среднем чеке, то он существенно меньше, чем средний чек по России. Всё-таки не холодильники и телевизоры покупают в заграничных онлайн-магазинах.

— При этом порядка 70% кроссбордера — это Китай.

— Думаю, что да. Но давайте подождём цифры «Почты России», они сейчас очень оперативно дают результаты периодов. Я думаю, в конце января у нас уже будет статистика.

— Когда три года назад вы возглавили российский eBay, вы ждали такой конкуренции со стороны Китая?

— Мы видели, куда идёт дело. Уже тогда было понятно, что покупательский спрос смещается на Восток. Доля Америки с 60% снизилась до 40%. Она по-прежнему у нас главное направление, но Китай наступает очень сильно.

— Может быть, вам тогда следовало пойти работать в AliExpress или JD.com?

— Нет, конечно. Развивать несколько каналов торговли интересней, чем один. На рынке ведь не так уж и много игроков, которые работают сразу по трём направлениям — Юго-Восточная Азия, Америка и Европа.

— Какие задачи eBay ставил перед вами на старте?

— Развивать бизнес. Конечно, всегда есть цифры, но мы же понимаем, что ускорить бизнес в 125 раз невозможно, если не сделать необходимые подготовительные вещи. Год назад через eBay стало возможно покупать товары российских компаний. К тому же мы прекрасно понимаем, что бизнес развивался бы интенсивнее, если бы с нашим стандартным платёжным решением PayPal была оплата наличными при получении. Поэтому надо сделать бизнес внутри России большим, но в тех рамках, которые есть.

Читать далее…

Все новости >