«Изначально должен быть хороший музей, а потом уже можно говорить об успехе конкретной выставки»
Во время интервью телефон выпускника факультета «
Как вы начали работать в Музее Москвы?
Когда я начал учиться в RMA, куратор факультета «
А почему решили пойти учиться в RMA?
Давайте по порядку… Я работал в Ульяновске руководителем пространства для мероприятий в области культуры «Квартал» и с этим проектом решил поехать на Селигер. Там по итогу недельного курса обучения я выиграл грант факультета «
Первое образование у меня хореографическое, и изначально я танцевал в ресторане, потом работал аниматором, хореографом, диджеем и ведущим в отеле под Звенигородом. Потом мне все надоело, и я ушел работать на завод. Хватило меня на два года. Я решил, что
Так как у меня уже был небольшой опыт работы в этой сфере, и я производил впечатление ответственного человека, заинтересованного в работе, Николай посоветовал меня в Музей Москвы. Я пришел на собеседование, потом еще на одно, потом ждал ответа. Уже не надеясь получить ответ из музея, начал работать администратором в студии Айдан Салаховой: встречал гостей, рассказывал о студии, работал со студентами. Через некоторое время мне все же позвонили из музея, а узнав, что я уже работаю, предложили работать неполную неделю. Конечно, я согласился, и полгода работал в двух местах семь дней в неделю, и еще учился в RMA.
Студия Айдан Салаховой
Насколько обязательно профильное образование для работы в музее?
Смотря на какой позиции, если ты хочешь работать хранителем, то, конечно, обязательно, а если в
Что входит в обязанности координатора?
Если коротко — всё. После того, как куратор озвучил концепцию выставки, я составляю техническое задание для тендера и заканчиваю работу с выставкой только после ее демонтажа. Информация по выставке стекается ко мне, а ее перераспределяю ее по отделам и сотрудникам: художественный и выставочный отдел,
А вы всегда объявляете тендер на создание выставки или некоторые делаете своими силами?
Всегда, мы государственная организация и не можем отдавать работы, кому хотим. В тендере обычно участвуют 5 — 6 компаний, которые специализируются на выставочной деятельности.
У нас есть, конечно, есть в штате рабочие, грузчики, упаковщики, но на большие объемы работ их не хватает. При застройке в 2000 квадратных метров и сроках на монтаж в две недели, своими силами просто не обойтись.
Расскажите подробнее, пожалуйста, как строится работа?
Куратор еще раз объясняет, какой должна быть выставка, и мы обсуждаем детали с выигравшей тендер компанией. Я выстраиваю логистику: отвечаю за завоз строительных материалов, за работу строителей, за страхование предметов искусства, за доставку туда и обратно.
Если работы не из собственного фонда, а берутся из другого музея или частной коллекции, оформляется страховка — это обязательный пункт. Сейчас у всех страховых компаний почти одинаковые требования. Мы заполняем facility report, то есть полное описание нашего объекта: какого года здание и когда оно ремонтировалось, какая система кондиционирования и видеонаблюдения, сколько человек работает в охране и по какому графику, также отправляем отчеты влажности и температуры. От этих параметров во многом зависит, дадут ли нам то или иное произведение или нет.
Далее на специальном транспорте для перевозки искусства с упаковщиками и грузчиками, мы приезжаем забирать объект, подписываем акт приема — передачи, в музее делаем опись и акт о сохранности. Если работы привозятся
Ну и в целом, в самом начале подписывается приказ, в котором прописана работа всех служб: время застройки, монтажа и демонтажа, графики работы и инструкции для всех смотрителей и сотрудников охраны и далее по списку.
Подготовка к выставке Семена Файбисовича
А решение непредвиденных ситуаций тоже в вашей ответственности?
Конечно. Таких ситуаций может быть много, но разделить их можно условно на две категории:
Есть
А возможно убедить куратора или художника, что не нужно этого делать?
Иногда получается, но понимаете, художник и куратор хотят выставку сделать идеальной. И, если это возможно, мы идем на встречу. Как показывает практика, нет ничего невозможного. Мы можем вносить изменения в экстренных случаях даже в ночь перед открытием.
Сколько выставок проводится в год?
Если по всем музеям, то пятьдесят примерно, точно не скажу, в наше музейное объединение входит Музей археологии Москвы, Старый Английский двор, Музей Усадьбы
В главном корпусе в Провиантских складах — в среднем двадцать.
Сколько координаторов работает в Музее Москвы?
Сейчас координацией всех выставок в корпусах на Зубовском бульваре занимаюсь только я. Честно говоря, сам напросился — когда полностью отвечаешь за все выставки, удобнее работать: точно знаешь, кто, где занят и что может сделать. Но, конечно, на отдельных проектах у меня есть помощники.
Работы много, но она мне нравится. Я люблю искусство, поэтому моя работа — это мое хобби.
От чего зависит успех выставки?
От куратора, я думаю… Да,
Двор Музея Москвы
Расскажите, почему Музей Москвы — хороший музей?
Музей Москвы — это место, в котором интересно самим жителям города. Для этого мы проводим выставки, экскурсии, образовательные, кинопоказы, фестивали, блошиные рынки,
Сейчас у нас проходит пять выставок: они все о Москве, но все совершенно разные, для разной аудитории, то есть мы стараемся сделать так, чтобы любой человек нашел
Как вы считаете, что для этого нужно?
Мы хотим добавить в музей современности и мультимедийности и показывать больше экспонатов из собственного фонда. У нас более миллиона единиц хранения, выставлялся из них маленький процент. Мы хотим сделать открытое хранение и все время обновлять постоянную экспозицию. Чтобы у людей не было ощущения, что они в нашем музее уже все видели и ходить стоит только на временные выставки.
Сейчас же у вас нет постоянной экспозиции?
Сейчас есть длительная выставка — «История Москвы для детей и взрослых». Она будет работать до того, как главный (первый) корпус уйдет на реконструкцию. После реконструкции в первом корпусе и будет постоянная, но регулярно дополняющаяся, экспозиция.
Как пополняется коллекция музея?
Существует закупочная комиссия, которая решает, чем нужно пополнять фонд. Также работы передают художники и коллекционеры. Сами москвичи приносят свои вещи, среди которых есть очень ценные, которые действительно должны храниться в музее. Хорошо, что много сознательных граждан, которые наследство своих бабушек и дедушек не оставляют пылиться на антресолях, а приносят нам. Это может быть как картина, так и фарфоровая посуда.
А объекты современного искусства есть в фонде?
Да, последние года три мы регулярно пополняем коллекцию работами актуальных художников. Пока не буду рассказывать, что именно мы насобирали. Надеюсь, скоро сделаем хорошую выставку современного искусства из фондов Музея Москвы.
Расскажите про выставку «Московская оттепель», которая сейчас у вас идет в главном корпусе.
Эта выставка — первая часть масштабного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему», в рамках которого пройдут выставки еще в Третьяковской галерее, ГМИИ им.
Выставка «Московская оттепель»
И напоследок, давайте немного поговорим об RMA. Что вы можете сказать об обучении?
В RMA все занятия проходят с преподавателями, которые рассказывают о своем опыте: как они добивались своего, что получалось, какие были ошибки, где ждать подвохов в этой индустрии. Ценность этих знаний в том, что их дают люди, которые сами прошли через это. Эта программа — одна большая практика, которая дает базу знаний и представлений о том, как работать в дальнейшем. Мне пригодились очень многие лекции, которые изначально могут показаться скучными и неважными: о транспортировке, страховании, техническом оснащении музей и так далее.
Знакомства, конечно, очень важны. Сейчас встречаюсь в музее с галеристами, которые были преподавателями, и мы вместе делаем проекты. Еще пример — моя одногруппница Татьяна Богус познакомилась во время обучения с Сергеем Поповым, и в итоге стала соучредителем галереи pop/off/art. В
Были и практические задания, которые давал Николай Палажченко, например, посетить выставку и написать отчет. В первый раз я
Удачи вам! И спасибо за интервью.
Дарья ХАУСТОВА