Деловые поездки и зарубежные стажировки

21 октября 2017 —
23 октября 2017

Культурно-деловая программа «Екатеринбург. Вокруг Уральской биеннале»

С 21 по 23 октября прошла культурно-образовательная программа «Екатеринбург. Вокруг Уральской биеннале», которую организовал факультет «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» для своих студентов. Поездка прошла под руководством куратора программы Николая Палажченко и комиссара Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алисы Прудниковой.




Программу открывал музей «Невьянская икона», в котором собрана самая большая коллекция старообрядческих икон. Здесь студентов RMA встретил мэр Екатеринбурга и основатель музея Евгений Ройзман. Он рассказал, о том, как начал собирать Невьянскую икону в 80-е годы, чем она знаменита и, почему возникла необходимость открыть музей. После встречи с Евгением студенты прослушали небольшую экскурсию по музею и купили первые сувениры на память в галерее «Арт-птица», расположенной на первом этаже.


 


После сытного и вкусного обеда в уютном кафе «Паштет» мы переместились в фонд «Культурный транзит». Пройдя через небольшую модную пельменную на входе, студенты оказались в подвальном помещении, где их ждала основатель фонда Евгения Никитина. Подвальное помещение, в которое фонд переехал почти накануне нашего визита, организаторы планируют использовать не только как офис, но и как выставочную площадку. Первая выставка на новом месте называлась «Набор для выживания» и представляла совместный проект российских и турецких кураторов и художников. Его и посмотрели студенты RMA.


 


После экскурсии Евгения рассказала о проектах, которые осуществляет «Культурный транзит». Совместные выставки российских и зарубежных художников, фестивали и арт-резиденции — это только малая часть разнообразной деятельности фонда. Миссия фонда — использование культуры как ресурса решения социальных задач, поэтому особое внимание Евгения уделила проекту «Ищем Ван Гога», целью которого организаторы ставят «презентацию социуму творчества молодых людей, имеющих особенности ментального развития». Также Евгения подчеркнула, что все проекты осуществляются на собственные средства, что даёт организаторам фонда полную свободу заниматься только тем, что им кажется интересным и важным.


 


Последней и самой долгой остановкой первого дня программы стала — 4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Первую часть экскурсии по основному проекту биеннале студентам RMA проводил медиатор и ассистент куратора специального проекта в Тюмени Дмитрий Рябков. Он рассказал о том, какие вопросы ставит тема биеннале «Новая грамотность». Как студенты узнали позже из лекции Алисы Прудниковй, одной из особенностей Уральской биеннале является то, что тему назначает не куратор, а организаторы биеннале. После формулирования темы они отправляют её кураторам по всему миру. Кураторы в ответ присылают свои предложения, на основе которых организаторы делают свой выбор. Это объясняется тем, что организаторы лучше, чем кто-либо другой, понимают Екатеринбург и Урал в целом, что важно, так как эта биеннале сильно привязана к городу и региону.


 


В этом году куратором основного проекта был выбран заместитель директора и главный куратор музея современного искусства Серралвеш в г. Порту, (Португалия) — Жоан Рибас. Ранее он работал куратором Центра визуальных искусств List в Массачусетском технологическом институте и Центра Рисунка в Нью-Йорке. Выставка расположилась на нескольких этажах Уральского приборостроительного завода. Благодаря работе медиатора студенты не только получили информацию об авторах и произведениях, но и сами активно размышляли о смысле работ, об их контексте и способе выражения.


  


Досконально изучив основной проект и сделав перерыв на кофе, мы перешли к изучению программы арт-резиденций. Программа арт-резиденций — это один из стратегических проектов Уральской индустриальной биеннале. Впервые она состоялась в рамках 2-й биеннале в 2012 году и с тех пор приняла более 20 художников из 9 стран, которые создали более 30 арт-объектов. Программа нацелена на сотрудничество между авторами, работающими в различных дисциплинах визуального искусства, и действующими заводами. Этим уральские арт-резиденции принципиально отличаются от многих других в мировой практике: художники получают возможность непосредственного погружения в специфику региона, с его особенностями, мифами и образом жизни. Здесь они знакомятся с уральским индустриальным наследием и исследуют производственные процессы действующих предприятий. Экскурсию по итоговой выставке нам провёл координатор программы арт-резиденций Артём Антипин.


  


Полные эмоций от культурной программы мы завершили день ужином в модном ресторане «Гастроли», соучередителем которого стал один из выпускников RMA факультета «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» Валентин Кузякин.


 


Второй день программы начался с экскурсии по выставке «Ясновидцы грядущего. Русский авангард 1910-х−1920-х годов» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Выставка разделена на подтемы, которые показывают различные направления авангарда: неопримитивизм, сезаннизм, футуризм, кубофутуризм, лучизм, экспрессионизм, живописная абстракция, конструктивизм и объективизм. Нужно отметить, что на выставке собраны не только прекрасные живописные работы художников авангардистов, но и различные артефакты культурной эпохи — афиши выставок, декларации и манифесты, фотографии художников, поэтов и другие экспонаты. Такой масштаб стал возможен благодаря партнёрству с Государственным музея В. В. Маяковского и поддержке Сбербанка.


  


После экскурсии мы вернулись на площадку основного проекта 4-й Уральской индустриальной биеннале, чтобы послушать мастер-класс Алисы Прудниковой. Она рассказала о работе над биеннале с момента появления идеи о её создании до 4-го проекта. В первую очередь организатором необходимо было найти уникальность проекта. Одной из них стала «индустриальность», которая вынесена в название биеннале. По словам Алисы, это первая биеннале в России, пригласившая искусство на заводы и привлекшая внимание к индустриальной тематике. Эта особенность помогает организаторам активно работать с местной аудиторией. Людям, которые работали на заводах, интересно посмотреть, что получилось в их пространстве. Молодым людям, которые никогда не работали на заводах, но каждый день ходили мимо и слышали от родителей истории заводской жизни, интересно просто попасть на эту «запретную территорию», посмотреть, как работает искусство в этих помещениях. Благодаря программам арт-резиденций, о которых мы уже писали выше, вовлечение стало ещё больше. Рабочие общаются с художниками, иногда даже создают вместе произведения. Всё это очень живые, интересные, а порой и трогательные истории.


 


В этом году программа стала работать в ещё одном направлении: теперь жители и гости Екатеринбурга могут заранее записаться и отправиться в выходной день на экскурсию на один из заводов, находящихся на Урале. Это соответствует ещё нескольким задачам и особенностям Уральской биеннале, а именно междисциплинарности, вовлечению в творческий процесс посетителей, исследованию территорий и формированию идентичности жителей больших индустриальных городов.

О трудностях на пути становления Уральской биеннале и о технических особенностях подготовки проектов рассказала Анна Пьянкова — директор Уральского филиала РОСИЗО-ГЦСИ и исполнительный директор биеннале.


 


После мастер-класса мы посетили небольшой фотографический музей «Дом Метенкова». Здесь нам провели экскурсию по нескольким выставкам, проходящим в рамках параллельной программы биеннале, и рассказали о деятельности музея. Посмотрев выставки и купив красивые открытки, мы отправились в екатеринбургское Сити, чтобы посмотреть Ельцин Центр.


 


Ельцин Центр был построен фондом «Президентский центр Б. Н. Ельцина». Он задумывался как общественно-политическая организация, способствующая построению правового государства, изучению и развитию института президентства в России. Ядром Ельцин центра является музей Б. Н. Ельцина. Помимо музея и большого архива-библиотеки в центре также работают арт-галерея, образовательные проекты, коворкинг, выставочные и театральные залы, залы для конференций, книжный магазин, несколько кафе и дизайнерских магазинов.

Подробнее о работе арт-галереи Ельцин Центра нам рассказала ее координатор Юлия Чертихина. Арт-галерея создает собственные выставочные проекты, работает с местными художниками и привозит уже готовые проекты, например выставку «Единомышленники», которая не так давно проходила в московском Музее современного искусства «Гараж». Что касается музея, то он никого не оставил равнодушным. Больше всего студентов поразил подход к созданию музейной экспозиции и использование современных мультимедийных технологий внутри неё.


  


После экскурсии по центру и самостоятельному осмотру музея, мы поехали на встречу с галеристом Виктором Лощенко. Он принял нас в своей галерее Ural Vision Gallery. Виктор рассказал о том, как появилась галерея, почему она работает в Екатеринбурге и Будапеште, о работе с коллекционерами, местной аудиторией и художниками. Экскурсию по выставке A POSTERIORI / ОТ ПОСЛЕДУЮЩЕГО, которая также входит в параллельную программу биеннале провела арт-директор Ural Vision Gallery Ксения Хейфец.


 


После экскурсии мы переместились в изысканный итальянский ресторан Dieci, который также принадлежит Виктору. Здесь студентов ждал роскошный закрытый ужин в окружении искусства. По словам Виктора — это единственный ресторан в городе, где можно посмотреть оригиналы работ современных художников. Позже к нам присоединялась Алиса Прудникова и Илья Шипиловский — руководитель арт-галереи Ельцин Центра, и мы продолжили беседы об искусстве и арт-рынке в приятной неформальной обстановке.


  


Третий день стажировки мы провели на международном форуме «Культура как предприятие». Организаторами форума выступили Уральская индустриальная биеннале и Фонд В. Потанина. Студенты RMA послушали пленарную сессию «Культурная экономика России: ограничения и возможности» и панельную дискуссию «Event-экономика: как глобальные и локальные события влияют на экономику города». Вечерняя программа прошла в двух разных институциях. Часть группы, которая улетала раньше, посмотрела выставку «Между усталостью» в ДК Железнодорожник и пообщалась с её куратором Анной Литовских, а те, кто улетал позже вечером сходили на открытие выставки фотографий Евгения Халдея «Суд народов» в Ельцин Центре.


 


За три дня программы мы посмотрели коммерческие и некоммерческие проекты, несколько музеев, основной проект Уральской индустриальной биеннале и приняли участие в международном форуме. Каждый из пунктов нашей программы был очень интересным и дал пищу для размышлений. И самое главное, что мы познакомились с очень интересными людьми, которые, несмотря ни на какие сложности, продолжают заниматься любимым делом, создают прекрасные выставки и проекты, создают новые возможности для художников и населения города, развивают арт-индустрию города и региона в целом. У каждого из них было чему поучиться, поэтому каждый участник стажировки обогатился не только культурными впечатлениями, но и знаниями, которые, мы надеемся, они обязательно используют в будущем.


Мария МОЗГУНОВА