Новости факультета
Выбор факультета
10 декабря 2021

Лекция «Управление коллекцией в современном арт-мире»

В субботу, 11 декабря, лекцию для студентов групп «А-23» и «А-24» факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» прочитает куратор и арт-advicer Ольга Ващилина. Тема: «Управление коллекцией в современном арт-мире». Начало в 14.00. Аудитория: Dee. При подготовке рекомендуем ознакомиться с колонкой Ольги, опубликованной на портале Private Banking & Wealth Management.


.

Ольга Ващилина (слева) во время круглого стола «Как продать искусство? Российский арт-рынок сегодня». Фото: RMA



Совет да любовь. Ольга Ващилина делится рецептом, как перестать беспокоиться и начать покупать предметы искусства, и рисует портрет российского коллекционера завтрашнего дня


Арт-адвайзер становится для русского коллекционера частью семьи. Поэтому 90% хайнетов выбирают консультантов по тому, насколько с ними комфортно общаться, проводить свободное время и вообще находиться рядом. Знание рынка искусства здесь, наверное, не на первом месте – в приоритете надежность, обаяние, умение говорить и молчать, чувство юмора и даже умение разбираться в вине.

И это логично: часть удовольствия от картины – это удовольствие от процесса выбора и покупки. А львиная доля успеха – совпадение вкусов в искусстве. Если человек сделал выбор в пользу старых мастеров, у нас с ним не возникнет художественно-эстетической химии. Я никогда в жизни не объясню поклоннику Рембрандта, что Шерри Левин – это тонко, интеллектуально и прекрасно, и за нее не жалко отдать серьезную сумму.

В союзе коллекционера и адвайзера обязательно должна быть общая динамика, единый вектор развития. Условно говоря, консультант должен обожать Поллока и де Кунинга, а коллекционер – мечтать о масштабном собрании американского абстракционизма. Коллекционер и адвайзер – единомышленники и партнеры, это их общий проект.

Очень важна обоюдная страсть к искусству и желание развиваться вместе – в искусстве много возможностей для этого, от создания лучшей коллекции в мире и открытия частного музея до покупки арт-издательства или аукционного дома. Любовь к искусству может перерасти в серьезный бизнес, и главное – это команда.

Искусство компромисса

Главное, что должен делать начи¬нающий коллекционер, – это смотреть и видеть искусство постоянно, быть в нем. Тематика второстепенна, это могут быть Серов, Капур или японская керамика – любое качественное произведение искусства формирует вкус. Ведь коллекционирование идет не по принципу «хочу – не хочу», а по принципу «нравится – не нравится».

Пройдет время, и коллекционер дорастет до своего арт-адвайзера, а потом может и перерасти его. Очень важно, чтобы коллекционер всегда чувствовал развитие, его не должны пугать новые открытия в мире искусства, смена идеи и пристрастий. И главным проводником в этом процессе является арт-адвайзер.

Если коллекционер сам что-то увидел и решил купить – он вряд ли будет советоваться с адвайзером: успешный бизнесмен уверен, что любой его выбор – правильный. Для него покупка – ход в игре в доказательства, точка в мировоззрении, ступенька в самопознании. И адвайзер должен это учитывать и ни в коем случае не переубеждать, лишь подсказать, что человек не сможет продать картину за ту же цену, какую платит при покупке, и что, скорее всего, лет через десять она ему самому разонравится.

Главное – сделать это тактично. Я радуюсь, когда мои клиенты сами открывают для себя новые галереи и выставки. Знаю, что человек не купит качество хуже того, что я ему показала, и если он находит вещи лучше, чем я советую, – для меня это ступень роста.

Поколение ковра

Иностранцы часто спрашивают меня: «Почему русские так мало покупают?» Интересный вопрос – ведь деньги у них есть. Тем не менее галеристы – 35–50-летние состоятельные люди – действительно покупают крайне мало.

Кто задается этим вопросом, рекомендую обратиться к недавнему прошлому, к обстановке 1960–1980-х годов, на которые пришлись детство и юность сегодняшних потенциальных коллекционеров.

Стандартная безликая мебель, на стенах – ковры, рога и гитара; высшая цель и ценность – стиральная машина и велосипед. Если так живут родители, то и следующее поколение обречено переоценивать значимость машин, яхт, бриллиантов и забывать, что вложения в искусство – это вложения в объем собственной личности.

Должна существовать норма жизни с искусством, а привычка к коллекционированию, как и сами коллекции, передается от поколения к поколению. Говорят, чтобы заработать деньги, нужна компетентность, а чтобы потратить – культура.

Пожелаем начинающим коллекционерам грамотно выбрать путь в мир искусства.
Все новости >