Новости факультета
29 декабря 2016

«Нужно ловить любую возможность реальной работы»

Анна Захарова закончила факультет «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» в июле 2016 года. За время обучения она прошла 9 стажировок на концертах, и одну долгосрочную стажировку в международном лейбле. Для нашего сайта координатор отдела синхронизации Warner Music Russia Анна вспоминает, с чего все начиналось, объясняет, зачем ходить на стажировки и как важна поддержка коллектива.




Как ты попала на стажировку в Warner Music Russia?

Выпускник бизнес-школы RMA Миша Левин уже работал в Warner. Он написал Ольге Князькиной (руководитель факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» — прим. RMA) о том, что нужны стажеры. В то же время там проходила практику моя одногруппница Оля Стехина. То есть уже с двумя людьми в этой компании меня что-то объединяло. К тому же у меня всегда была мечта поработать на лейбле, хоть в самом маленьком, а тут Warner Music, который входит в «большую четвёрку компаний звукозаписи». Я должна была попробовать.

Там был отбор на позицию стажера?

Конечно. Я отправила резюме, меня пригласили на собеседование. Когда я успешно выполнила тестовые задания, меня пригласили на второе собеседование непосредственно с сотрудником, которому требовался стажер. Впрочем, по ходу работы стало понятно, что стажер нужен всем.

Насколько я поняла по описанию, это была полноценная пятидневная неделя с восьмичасовым рабочим днем.

Да, там много работы и ее нужно делать хорошо. Единственное отличие от полноценной работы — ты делаешь все это бесплатно. Минимальный срок стажировки — три месяца, потом уже на усмотрение начальства и стажера, в принципе, если ты адекватный, все «за», чтобы ты продолжал. Но дело в том, что как бы хорошо ты не работал, тебя не могут взять на работу пока нет свободной должности. И вот ты продолжаешь работать бесплатно и надеешься на открытие вакансии. У меня стажировка длилась почти полгода.

Почему ты решила полгода работать бесплатно?

Была такая возможность благодаря поддержке родителей. В RMA я пошла сразу после окончания института, а пока учишься, легче согласиться работать за опыт. Даже если бы я не попала в штат Warner, у меня было бы рекомендательно письмо от классной компании, которое помогло бы мне устроиться в другое место. Например, Олю руководитель отдела маркетинга Александр Каспаров порекомендовал в «Снегири Музыку», и ее взяли. Построение карьеры в музыкальном бизнесе нужно с чего-то начинать, стажировка в международном лейбле — отличный вариант, я считаю.

Почему решила начать карьеру в музыкальном бизнесе?

Я училась в университете имени Г. В. Плеханова на маркетинге, но уже во время учебы поняла, что это хорошая база, но идти в рекламное агентство и заниматься маркетинговыми исследованиями не очень хотелось. Еще на втором курсе университета я нашла RMA, но на программу переподготовки можно было поступить только с дипломом о высшем или среднем специальном образовании. Только потом я поняла, что можно было параллельно заканчивать Плешку и учиться в RMA. В любом случае, я хотела сначала разобраться с одним обучением, а потом идти на другое.

Я кстати в удачный год в RMA попала: именно тогда появилось много новых известных педагогов, которые реально делали индустрию. Проблемой было, что многие из них не профессиональные преподаватели и не умеют читать лекции. Так что иногда занятие начиналось с фразы: «Задавайте вопросы», на первых порах, когда ты еще ничего не понимаешь, это сбивало с толку. Но, вообще, много интересного можно было узнать. Сейчас иногда вспоминаю некоторые моменты, которые пригождаются в работе. Вообще, самое ценное — это стажировки, конечно.

Изначально я хотела заниматься ивентами, организовывать концерты и мероприятия. Во время обучения я часто ходила на стажировки на концертах. Мой первый опыт — работа с артистами на концерте Fall Out Boy. Организаторам — агентству Caviar Lounge — понравилась моя работа, и потом они меня не раз приглашали на стажировки. Одно время я параллельно училась, работала в Warner и ездила помогать на концертах Caviar Lounge. 




Что дают краткосрочные стажировки на концертах?

Во время стажировки ты узнаешь столько разных моментов, которых никогда не узнаешь в аудитории. Мне кажется, нужно ловить любую возможность реальной работы, а не только изучать теорию.

Стажировки дают полезные знакомства, которые потом помогут найти работу или организовать свое мероприятие. Понимание того, как все устроено и как сделать лучше. Осознание, что любые сложности преодолимы.

С какими сложностями ты столкнулась на стажировках?

Например, одна известная группа приехала без солиста и нескольких музыкантов, потому что им не сделали визы. Нужно было звать сессионных музыкантов, потом мы скачивали с торрентов их альбомы, чтобы у них была фонограмма, — в общем, придумывали возможные способы спасти концерт. Эта такой совсем экстремальный пример, чаще случаются сложности на бытовом уровне: почти у всех артистов есть свои прихоти помимо райдера, и ты должен искать трусы определенной формы или тату мастера в два часа ночи.

Отдельная история — работа с артистами, у которых тысячи фанатов. В таких случаях нужно внимательно строить маршруты — выводить артистов через подземный паркинг, тщательно выбирать места для ужина, следить за командой. Постоянно нужно быть начеку: если не уследишь — придется отбиваться от визжащих девочек и мальчиков. Самое забавное, что я когда-то тоже была такой девочкой. Теперь на любой концерт я смотрю со стороны организаторов. 




Не возникло желания на постоянной основе заниматься организацией концертов?

Я хотела пойти работать в Caviar Lounge, но там не было вакансий, даже стажировок долгосрочных не было. А потом я вышла в Warner и меня затянула эта работа.

Давай тогда вернемся к разговору о Warner. Расскажи о первых днях стажировки.

Перед первым днем мне позвонил Миша Левин, чтобы рассказать о работе и обязанностях. Через 20 минут свой речи он спрашивает: «Ну что, не боишься?». Я оторопела, потому что он перечислил столько всего, что я не представляла, как это может делать один человек. Сейчас-то я понимаю, что ничего сверхъестественного и все можно легко сделать. В первые недели ничего не понятно, нужно усваивать большой объем информации. Хорошо, когда есть человек, который помогает освоиться: показать офис, познакомить с коллективом, объяснить что и как. Мне помог Миша, который обстоятельно все объяснял, отвечал на вопросы.

Сначала я пришла в отдел маркетинга. Писала пресс-релизы, точнее переводила с английского и адаптировала под российские реалии. Когда ты не представляешь, что это за артист, и в России о нем знают 10 человек, нужно не просто перевести текст, а сделать так, чтобы заинтересовать СМИ и зрителей.

Еще мы со вторым стажером Олей вели социальные сети компании. Поначалу это тоже вызывало проблемы: нужно написать текст, отправить на проверку, исправить, если нужно, согласовать timeline. Потом, когда начинаешь сам понимать, как надо, уже не согласовываешь каждый шаг, но твою работу всегда контролируют: спрашивают, почему ты сделал так, а не иначе, уточняют, подсказывают, предлагают другие варианты. Классно, когда в коллективе все помогают, как в Warner — здесь нет такого, что стажеру не помогут и не дадут совет, если, конечно, ты проявляешь инициативу.

Еще занималась организацией промо-визита Жасмин Томпсон, даже дипломную работу на эту тему писала в RMA: «Промо-визит как особенность продвижения зарубежных артистов на российском рынке на примере компании Warner Music Russia». Жасмин приезжала на несколько дней, и нужно было организовать выступления на радио и телевидении, встречи с печатными СМИ, все это нужно вписать в график, продумать возможные варианты. Помимо этого я узнала все прелести работы с бухгалтерией, когда нужно было составлять обоснования, для того, чтобы выписали деньги на встречи, такси, ужины. Узнала весь денежный процесс маркетинговой работы, например, что после мероприятия нужно собрать все чеки и передать бухгалтерии. Это все очень важно, и я изучила все эти вопросы вдоль и поперек. Теперь, так как я работаю с большим потоком документов на своей должности, новые стажеры иногда сами идут ко мне и просят помочь по разным вопросам, связанным с бухгалтерией. Еще одно важное направление в отделе маркетинга — это вся работа с цифровыми партнерами: составление таблиц приоритетов, где нужно учитывать множество факторов, указывая достижения различных артистов, также нужно вести подсчет продаж альбомов и следить за статистикой продаж и скачиваний.

Что такое таблицы приоритетов?

Каждую неделю делаются списки треков для цифровых площадок: iTunes, Google Play и других. В этих таблицах — треки, которые нужно продвигать. Чтобы определить, что отправлять, нужно анализировать много параметров: популярность трека в Shazam, Tophit, Moskva FM, сравнивать с прошлыми неделями. Повышение интереса, например, может быть связано с тем, что песня прозвучала в рекламе или сериале — это уже связано с отделом синхронизации, в котором я сейчас работаю.

Это отдел, который продает музыку для телепередач, фильмов, рекламы на ТВ и радио. Есть сделки, когда покупаются конкретные произведения или фонограммы для использования, а есть библиотеки. Можно купить доступ к одной из шести библиотек и использовать музыку из нее, постфактум сообщив лейблу, где и что ты использовал в квартальном отчете, а можно также выбрать несколько треков и прописать их в приложении к договору

В отделе синхронизации, конечно, меньше творчества, чем в маркетинге. Тут происходит процесс продажи наших артистов, творчество может проявляться в плане продумывания схемы сделки. Но я поняла, что я не такой уж творческий человек и работа со всем этим документооборотом меня вполне устраивает, надеюсь, в дальнейшем и сделки мне будут даваться легко. Все в отделе удивляются: «Ты такая спокойная! До этого на этой должности все бесились», потому что на моей должности нужно быть очень внимательным, А мне нравится изучение обратной стороны работы лейбла, классно понимать, что стоит за популярностью артиста. Мне кажется, что в этом отделе я задаю больше вопросов по работе, чем во время стажировки. Так что, когда вакансия появилась именно в этом отделе, я, недолго думая, согласилась. Так, через пять с половиной месяцев стажировки, я попала в штат.

А как вы узнаете, если трек используется без согласования с вами, то есть нелегально?

Регулярный мониторинг. Может кто-то из компании случайно услышать знакомую мелодию в рекламе, сообщить нам, а мы уже разбираемся. Вообще, я думаю, всем выгоднее заплатить официально, чем потом выплачивать компенсацию за нелегальное использование. И это начинают понимать, потому обращаются к правообладателю заранее.

А какие тебе лично нравятся артисты?

Я люблю сложноразмерную инструментальную музыку, на нашем лейбле таких артистов нет. Когда начинала работать на лейбле, стала думать о музыке совершенно по-другому. Я начала воспринимать треки с точки зрения качества, интереса слушателей, коммерческой выгоды.

Спасибо за интервью и удачи в работе!

Все новости >