Зарубежные стажировки

01 января 2012 —
15 января 2012

Спортивный бизнес Северной Америки: опыт NHL, NBA, NFL и MLS

Завершилась организованная инновационно-образовательной компанией RMA стажировка студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» в Соединенных штатах Америки. В поездке, включавшей в себя пребывание в Нью-Йорке, Филадельфии и Вашингтоне, также приняли участие партнеры программы: топ-менеджеры хоккейных клубов «Атлант» (Московская область), «Динамо» (Минск) и «Динамо» (Рига), представители Оргкомитетов «Сочи 2014» и «Россия 2018» и телеканала «Россия 24». Основными пунктами деловой программы стажировки, целью которой было изучение всевозможных аспектов управленческой деятельности в спортивной индустрии США, стали визиты ее участников в:





Профессиональные Лиги и Ассоциации:
NHL (хоккей), NBA (баскетбол), MLS (футбол), USTA (теннис).

Профессиональные спортивные клубы: Washington Capitals, New York Rangers, New York Islanders, New Jersey Devils (все-хоккей), Washington Wizards, New Jersey Nets (баскетбол), New York Red Bulls, Philadelphia Union (футбол), New York Mets (бейсбол) и Washington Redskins (американский футбол).



Арены: Verizon Сеnter (домашняя арена Washington Capitals и Washington Wizards), Madison Square Garden (New York Rangers), Nassau Veterans Memorial Coliseum (New York Islanders), Prudential Center (New Jersey Devils и New Jersey Nets), Red Bull Arena (New York Red Bulls), PPL Park (Philadelphia Union), Citizens Bank Park (Philadelphia Phillies), FedEx Field (Washington Redskins), Сhelsea Piers (многофункциональный спортивный комплекс в Нью-Йорке).



Семинары и мастер-классы для участников стажировки провели: Президент и генеральный менеджер New Jersey Devils Лу Ламорелло (Lou Lamoriello), старший вице-президент NHL Брайн Дженнингс (Brian Jennings), вице—президент NHL International Кен Яффи (Ken Yaffe), старший вице-президент NBA International Ким Боуни (Kim Bohuny), старший вице-президент NBA, глава департамента организации соревнований Марк Аронсон (Mark Aronson), генеральный директор UTSA Дэниэл Зауснер (Daniel Zausner), директор по маркетингу USTA Харлэн Стоун (Harlan Stone), президент MLS Дон Гарбер (Don Garber), вице-президент по маркетингу New York Mets Дэвид Ньюман (David Newman), генеральный директор арены Nassau Veterans Memorial Coliseum Тина Сука (Tina Suca) и многие другие топ-менеджеры профессиональных лиг и клубов.


Темы мастер-классов и семинаров:
М
енеджмент профессиональных спортивных лиг и клубов, бюджетирование, стратегическое планирование и маркетинг, трансферная политика, работа со спонсорами и рекламодетелями, работа с болельщиками, билетные программы, организация продаж еды и напитков во время крупных спортивных событий, мерчендайзинг и лицензионная деятельность, эксплуатация спортивных сооружений, взаимоотношения лиг и клубов со средствами массовой информации, в том числе c new media, и пр.

Цитата: Дон Гарбер — о ДНК американского профессионального спорта: «У нас создана такая система, при которой примерно равные шансы стать первым есть у всех участников розыгрыша. У нас чемпионом может быть «Канзас», да он и был уже. А вот «Нью-Йорк Ред Булл», хоть его хозяева гораздо богаче хозяев «Канзаса», пока не был.


ФОТО ГАРБЕР.jpg

Мы считаем, что действительно успешная, действительно сильная лига должна состоять из команд, пусть и разных по своим экономическим, финансовым возможностям, но все же не настолько разных, чтобы при сравнении этих возможностей наиболее удачным эпитетом было слово «пропасть». То, что сделал Абрамович в «Челси», очень хорошо для «Челси», кто бы спорил?! Но хорошо ли это в целом для английского футбола? Повысилась ли после тех вложений, что он сделал в свой клуб, конкуренция в английском чемпионате? Сильно сомневаюсь.

Возможно, конечно, что кто-то думает иначе, чем я, что ж ради Бога: пусть Европа живет по своим законам. А здесь правила устанавливаем мы, и мы никогда, во всяком случае на данном этапе, не позволим владельцам клубов, у которых теоретически такая возможность имеется, тратить на покупку игроков и их зарплаты такие суммы, которые другие себе позволить категорически не в состоянии.

Больше того, MLS следила и будет следить за тем, чтобы конкурентоспособность всех входящих в ее состав клубов поддерживалась всеми возможными способами, пусть даже они многим кажутся искусственными, и пусть — я готов с этим согласиться — они такие и есть на самом деле.

О каких способах идет речь? Я сейчас вам расскажу, о каких. Но прошу учесть, что все мною сказанное в очень значительной степени относится не только к MLS, но и к другим лигам, ко всему американскому профессиональному спорту. Эта схема, если хотите, есть не что иное, как ДНК американского профессионального спорта, основа его философии. Сформулировать ее можно следующим образом: «Убейте друг друга на поле, но не сгоняйте с поля. Партнерствуйте, извлекайте прибыль и делитесь ею. От этого выиграют все».

Если говорить конкретнее... Возьмем, например, ситуацию с продажей прав на телевизионные трансляции матчей. MLS реализует их централизованно, пакетом. Последняя такая сделка, она заключена в прошлом году, принесет лиге полтора миллиарда долларов. Что произошло бы с этими деньгами в Европе? Их бы поделили между входящими в лигу клубами: какую-то, весьма небольшую часть, поровну, другую — с учетом места, занятого командой в итоговой таблице чемпионата, третью — основываясь на телевизионных рейтингах. И в результате большая часть денег все равно бы досталась грандам.

А у нас вся эта сумма, во всем ее объеме, будет поделена между всеми командами MLS, абсолютно поровну: не взирая на места в таблице и телерейтинги. Это я сейчас говорю о телеправах на национальное вещание. Но кроме того сами клубы могут заключать контракты на показ матчей с местными телекомпаниями, и вот уж выручка от этих сделок будет принадлежать им, и только им.

Аналогичная ситуация со спонсорскими контрактами. Весь доход, получаемый MLS от спонсоров лиги, тех, кто заключил договоры именно с лигой, делится поровну. Но при этом мы совершенно не препятствуем тому, чтобы клубы искали спонсоров и самостоятельно — деньги, полученные от таких сделок, будут являться их безраздельной собственностью. Примерно то же самое происходит и при дележе доходов от продаж атрибутики, и от билетной выручки.

Понятно, что у разных клубов и посещаемость разная, и цены на билеты — тоже. У «Нью-Йорк Ред Буллс» они уж точно повыше будут, чем, скажем, у «Чивас». И чтобы эту разницу нивелировать, мы ввели такой порядок, при котором каждый клуб обязан отдавать в общий котел 30 процентов своей билетной выручки, а получившаяся в результате такой складчины сумма делится опять — таки поровну между всеми. Между прочим, в NFL отчисления от билетной выручки в общую кассу вообще равны пятидесяти процентам......»

Цитата: Лу Ламорелло – о схеме управления клубом НХЛ: «Каждый генеральный менеджмер создает схему управления клубом под себя, и эта система которая должна быть настолько гибкой, чтобы быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства. Если говорить коротко, это должна быть такая система, где каждый сотрудник понимает какой участок работы ему поручен и перед кем и в какие сроки он за исполнение этой работы должен отвечать.

Четко установленные правила подотчетности – это вообще очень важно. Профессионализм, он ведь подразумевает ориентированность работы на конкретный результат. Вы можете сидеть в офисе по двадцать пять часов в сутки, но если результата нет...

… Я вам сейчас приведу пример, чтобы вы лучше поняли, о чем я. В конце 80-х мы вели переговоры о подписании Фетисова. Тут у вас многие, я вижу, настолько молоды, что тех времен помнить не могут, но это были такие времена когда дозвониться до Москвы было практически невозможно. Не то, что до какого-то конкретного человека, чиновника, а просто – до самой Москвы, до всего города.


ФОТО ФЕТИСОВ СТАРИКОВ.jpg


И вот мы тут у себя в клубе наняли таких специальных девушек, которые только тем и занимались, что дозванивались. Один вызов сбросился, она тут же набирает второй, третий, четвертый… И так до бесконечности, пока не будет соединения. У нас три смены таких девушек работало. Потому, что для нас очень важно было не просто звонить, а именно дозвониться…»




Во время поездки участники стажировки побывали на следующих матчах регулярных чемпионатов NHL и NBA: New York Rangers — Philadelphia Flyers (хоккей, регулярный чемпионат NHL, Winter Classic), Boston Bruins — New Jersey Devils (хоккей), Florida Panthers — New York Rangers (хоккей), Pittsburgh Penguins — Washington Capitals (хоккей), Miami Heat— New Jersey Nets (баскетбол, регулярный чемпионат NBA). 


 


Более подробно события стажировки отражены в материалах, опубликованных на официальном сайте инновационно-образовательной компании RMA, а также в блоге факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» на портале Sports.ru:

Зимний вечер в Яграх

Правила старого Черта

Лига победившего социализма

Неэмоциональная хоккейная лига

Наша американская мечта (ВИДЕО)

Рапортуют труженики Орловщины

О роли Лича в истории

По итогам стажировки в Москве прошла конференция «Опыт работы лиг и клубов Северной Америки», в которой приняли участие более 100 человек студентов RMA и гостей, в том числе представители Дирекции Универсиады 2013, футбольных клубов «Спартак» (Москва) и «Шахтер» (Донецк), Континентальной хоккейной лиги, волейбольных клубов «Искра» и «Заречье-Одинцово», компаний «Клубная атрибутика» и «Спортивные проекты», газеты «Спорт-Экспресс», портала Championat.com и телеканала «Эксперт-ТВ». Подробности — в видеосюжете.



Через некоторое время после окончания стажировки в офис компании RMA поступили официальные благодарственные письма из хоккейных клубов «Динамо» (Минск), «Динамо» (Рига) и «Атлант». В последнем, в частности, говорится: «Искренне благодарим вас за предоставленную менеджерам нашего клуба возможность принять участие в стажировке „Спортивный бизнес Северной Америки : опыт NHL, NBA, NFL,MLS“, которая проходила с 1 по 15 января 2012 года. Посетить матчи лучших клубов NHL и лично встретится с ведущими топ-менеджерами спортивной индустрии — это уникальный и неоценимый опыт, который будет способствовать развитию новых интересных направлений в деятельности нашего клуба. Еще раз благодарим вас и надеемся на дальнейшее сотрудничество».