Новости
Выбор факультета
25 января 2012

Юрий Синодов про будущее интернета

Журнал «Афиша» попросила экспертов в разных областях составить десятки точных или фантастических прогнозов о том, что нас ждет в 2012 году. О будущем интернет-индустрии рассказал главный редактор сайта Roem.ru и преподаватель специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA Юрий Синодов. Предлагаем вашему вниманию этот материал.

1. Лицом отрасли станут «реальные сервисы» (госуслуги, торговля) и кино. «Реальные» — потому что в них есть деньги, и они делают полезным в практическом плане существование интернета. Мы воротим нос от кривого сайта РЖД и фыркаем из-за неудобной навигации на нем, забывая о том, что несколько лет назад без похода в кассу невозможно было в принципе сесть на поезд. Сейчас почти каждый десятый билет на поезд оформляется через сайт РЖД — это очень много.

Кино растет из-за того, что в интернет приходят люди старших поколений, которые воспринимают его как телевизор с большим числом каналов, практически без рекламы. Показательный пример — рассказ моего инструктора по вождению, дяденьки лет семидесяти, о том, что кино он смотрит только в «Вконтакте». Появились и хорошие отдельные проекты вроде Ivi.ru и Now.ru, хотя до русского Netflix, конечно, еще далековато. А ценовая политика платных сервисов ничего, кроме изумления, не вызывает — тут есть куда меняться.

2. Будущее соцсетей в тумане. Сейчас они берут на себя функции и развлечения, и связи, и фотовидеохостингов. Это, конечно, хорошо, но очень уж похоже на эйфорию вокруг порталов десятилетней давности, когда казалось, что для успеха в интернете достаточно, чтобы у тебя на сайте было все: новости, поиск, каталог и так далее. Но оказалось, что модель «все в одном месте» работает не всегда. Возникают отдельные сервисы, заменяющие портальные, которые часто обставляют их по аудитории. Социальные фичи внедряют у себя Google и Microsoft. Если еще добавить поиск соцсетям, мы все эти проекты даже отличить друга от друга не сможем.

3. Наибольших сюрпризов можно ждать от телевидения, которое сейчас не ругает только ленивый. Внезапно окажется, что обычному человеку интернет через компьютер не нужен, а интернет в телевизоре для развлечения вполне подходит, и управлять им легко с телевизионного пульта. А уж видеоконтента у телеканалов столько, что даже «Вконтакте» может позавидовать. При этом телевизор, в отличие от компьютера, полностью находится под управлением его создателей — что они захотят сделать, то и будет. Уверен, что мы в ближайшее десятилетие увидим по ящику всплывающие перед футболом баннеры «Хочешь пиццу и пива к матчу? Нажми ОК!». И все — пицца уже в пути, а деньги списаны, так как свой адрес и данные кредитной карты зритель вбил заранее. Всего-то нужно, чтобы антенный кабель поменялся на ethernet-шнур и у телевидения появилась нормальная обратная связь. На кабельных телеканалах это сделать куда проще — там и будет прорыв.

4. Самое скверное в российском интернете — это люди. Несмотря на все возможности, которые дает интернет, он не меняет природу людей. Которые в большинстве не склонны задумываться о сверхцели своего труда. Пришел на работу к девяти, отработал до 17 часов, пошел домой. Сделал все, как положено по инструкции. То, что инструкция была написана в 1998 году и с тех пор много чего поменялось, мало кого волнует. Таких людей можно понять: жизнь у нас не очень легкая, тратить время на самообразование и освоение новых технологий не очень хочется. Поэтому я надеюсь на поколение тех, кто с интернетом вырос и сможет поменять сложившееся в компаниях и государственных институтах отношение к его использованию. Такие люди сейчас уже пошли на работу, еще 5-10лет они будут подниматься по карьерной лестнице — столько времени нам и придется ждать коренных изменений.

5. Число пользователей интернета будет расти исключительно за счет старшего поколения. Молодежь уже вся там, и ее мало: мы расхлебываем последствия демографических кризисов. Боюсь, в связи с этим мы столкнемся с ростом мошенничества. Люди старшего возраста в интернете часто ведут себя достаточно наивно. Если кого-то развели на платное SMS-сообщение в несколько сотен рублей, то это еще мелочи. А вот если кто-то собрал денег с граждан под личиной какого-то интернет-магазина, это уже серьезный ущерб, интересный правоохранительным органам. Соответственно, интерес к интернет-жуликам со стороны полиции вырастет.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Все новости >