Новости
26 января 2012

В Москве отмечены самые высокие в стране расходы на питание вне дома

Портал RBC.ru публикует краткий обзор результатов исследования рынка общественного питания Москвы, которое маркетинговое агентство Discovery Research Group завершило в декабре 2011 года.

Оборот предприятий отрасли, сообщает издание, в России в 2010 году составил 779,5 миллиарда рублей. Москва и Московская область обеспечивают пятую часть в общероссийском обороте. Это самый крупный региональный рынок общественного питания в России.

В начале 2000-х годов оборот рынка общественного питания в Москве составлял 17 миллиардов рублей, за 10 лет он увеличился более чем в 10 раз. Кризис 2008-09 годов не оказал сильного влияния на рынок общественного питания в Москве: в 2009 году спад составил всего 1,7 процента. Однако существенным является тот факт, что в 2010 году продолжился спад объема рынка общественного питания в Москве - на 2,6 процента - в отличие от общероссийской тенденции расширения рынка общественного питания.

В 2010 году, по данным Росстата, оборот общественного питания в Москве составил 120 миллиардов рублей. По оценке аналитиков, оборот общественного питания в Москве в 2011 году увеличился на 8,4 процента в сопоставимых ценах и составил 136,2 миллиарда рублей. Согласно ежеквартальному обследованию домохозяйств, которое проводится Росстатом по всей территории России, в Москве отмечаются самые высокие потребительские расходы на питание вне дома - 1 151,6 рублей на одного члена домохозяйства.

На дальнейшее развитие рынка общественного питания в Москве оказывают влияние различные факторы, которые как тормозят его расширение, так и выступают катализатором его развития. В отчете рассматриваются различные факторы, например, рост благосостояния населения, развитие туризма в Москве, запрет на продажу алкоголя в ночное время; ожидание второй волны кризиса, запрет на курение в общественных местах, рост арендных ставок, запрет на парковку в центре Москвы и прочие.

В 2010-2011 годах на столичный рынок вышли различные крупные игроки, а многие заявили о намерении сделать это. Наиболее сильный прирост отмечается в сегменте быстрого питания: здесь на рынок вышли два американских гиганта, Burger King и Wendy's. В ближайшем будущем планируется также выход финского Hesburger и американской сети Johnny Rockets. Также, как отмечают авторы исследования, на рынке появляются новые игроки сегмента casual и открываются новые элитные рестораны.

2010-2011 годы ознаменовались важными изменениями на улицах Москвы: запрет на размещение уличных киосков, в том числе и точек общественного питания, существенно ударил по рынку. В 2011 году столичные власти согласовали план размещения точек общественного питания на улицах Москвы, тем не менее количество точек все равно было значительно сокращено. Игроки сегмента уличной торговли отмечают, что данная политика мэра Москвы оказала сильное влияние на их бизнес. Ввиду сложности с размещением киосков в центре Москвы, многие игроки рынка заявили о намерении развиваться в сторону окраин, спальных районов.

Основной сегмент на московском рынке общественного питания - фаст фуд. К концу 2011 года он был представлен почти всеми ведущими сетями Америки и Европы. Особенность ресторанного рынка Москвы - более высокая, чем в регионах, доля сегмента casual (демократичные рестораны), особенно в Москве высока доля кофеен в данном сегменте. Основные игроки московского ресторанного рынка в сегменте демократичных ресторанов представлены в данном направлении (например, наиболее крупный игрок по количеству точек в 2011 году - «Шоколадница») и практически все крупные группы и холдинги имеют хотя бы одну кофейню.

Все новости >