«Ozon – не просто онлайн-магазин, а крупнейший федеральный ритейлер»
На прошлой неделе перед слушателями программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA выступил руководитель коммерческих проектов OZON.ru Андрей Чечин. Он рассказал о том, как строится работа крупнейшей компании, которая в 2011 году получила статус федерального ритейлера, поделился прогнозами развития области e-commerce и ответил на многочисленные вопросы студентов, касающиеся тонкостей логистики, функционирования складских помещений и наполнения ассортимента онлайн-магазина.
Андрей начал лекцию с общих фактов о компании: OZON.ru – мультикатегорийный онлайн-магазин, который торгует 1,6 млн. товаров, привлекает 750 тыс. уникальных посетителей в сутки, а его оборот за 2010 год составил 4,15 млрд. рублей. В настоящее время он предлагает своим покупателям 18 способов оплаты покупок и 16 способов их доставки, а заказы принимаются в более 1000 пунктах выдачи в России и Казахстане из точек партнеров.
Самым важным отличием OZON.ru от других российских интернет-магазинов является то, что он владеет собственным крупнейшим в Восточной Европе логистическим центром, который находится в Твери. Подробнее об особенностях функционирования этого огромного центра можно узнать из нашего прошлого репортажа:
На вопрос о планах компании в ближайшие годы Андрей ответил следующим образом: «Мы планируем значительно расширить ассортимент товаров, что, без сомнения, усложняет задачи логистики, а также требует от нас понимания того, какие товары пользуются у наших клиентов спросом. Сейчас люди чаще всего покупают в интернете одежду, бытовую технику, книги, косметику, товары для детей. Эти данные представлены в нашем исследовании о тенденциях рынка e-commerce в России, разработанном совместно с MasterCard и ФОМ. Мне также кажется, что в ближайшее время популярность начнет пользоваться цифровой контент.
Что касается планов нашей компании, то мы в первую очередь хотим стать местом для покупок в интернете. Возможно, это звучит очень банально, однако это действительно непростая задача. Для нас это значит стать тем сайтом, куда приходит клиент и покупает то, что ему нужно, при этом поисковик превращается из первичного во вторичное место поиска товара.
Кроме этого мы стараемся как можно внимательнее слушать рынок и угождать как клиентам, так и производителям и поставщикам товаров. Первые ищут большего ассортимента, качественных товаров, удобного сервиса и безопасности платежей. Вторые - способов увеличения продажи и снижения маркетинговых затрат. Чтобы постоянно отвечать этим требованиям, мы активно внедряем инновации. В настоящее время наша стратегия заключается в том, чтобы объединить товары OZON.ru и товары сторонних продавцов на одной торговой площадке в интернете. Удобство этой площадки заключается в том, что она представляет собой единый каталог с единой системой поиска и процесса покупки. И, как показывает практика, эта модель эффективно работает».
Что же касается самого рынка e-commerce, Андрей поделился со студентами RMA данными того самого исследования ФОМ, рассказав о том, что в 2011 году оборот рынка e-commerce составил 315 млрд. рублей, интернет покупателей стало около 7 млн., а рост вовлеченных в онлайн покупки активно происходит в первую очередь в небольших городах.