Новости
Выбор факультета
19 марта 2009

Красно-зеленые тенденции

Перед самым началом чемпионата России сезона-2009 президент московского «Локомотива» Николай Наумов провел мастер-класс  «Управление спортивным клубом» для слушателей специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления и рассказал об основных принципах функционирования клуба, влиянии мирового финансового кризиса, а также затронул проблемы развития детского футбола и взаимодействия с болельщиками.

Московский «Локомотив», который, казалось бы, совсем недавно вел борьбу исключительно за самые высокие места и выигрывал чемпионские титулы, на протяжении последних лет, мягко говоря, не блещет. В новый сезон руководство красно-зеленых смотрит с оптимизмом – перед командой стоит задача выиграть Кубок России и золотые медали чемпионата, или, как минимум, занять место, позволяющее в новом сезоне играть в Лиге чемпионов, по которому изрядно изголодались как болельщики, так и сами футболисты. К слову, игроков, которые в 2004 году стали чемпионами, в нынешнем составе «Локомотива» осталось лишь трое – Дмитрий Сенников, Динияр Билялетдинов и Дмитрий Сычев – гораздо меньше, чем тренеров, возглавлявших команду на протяжении этого времени. Студентов интересовали многие вопросы, среди которых прочно обосновался менеджмент организации в спорте, также много было сказано об управлении в сфере спорта.

- Расскажите о том, как устроен ваш клуб – кому принадлежит, какой политики придерживается? - вопрос к президенту «Локомотива» Николаю Наумову.

- Правовая форма нашего клуба – закрытое акционерное общество. Контрольный пакет акций принадлежит ОАО «Российские железные дороги», остальные акции физическим лицам. На мой взгляд, самый большой минус состоит как раз в том, что «Локомотив» фактически полностью принадлежит ОАО «РЖД», ведь именно из-за этого нам довольно сложно привлекать других инвесторов. Но здесь Россия идет, можно сказать, своим путем.

- Одна из основных статей доходов европейских клубов – продажа прав на телетрансляции. Как с этим обстоят дела у вас?

- «Локомотив» - один из самых показываемых российских клубов – из 30 матчей чемпионата в прямом эфире транслируются 10-12 наших встреч. За это мы получаем порядка 1-1,5 миллионов долларов в год. Европейские клубы, которые по количеству прямых трансляций сопоставимы с «Локомотивом», получают суммы на порядок выше.

- А как обстоят дела с развитием детского футбола?
- «Локомотив», конечно же, уделяет особое внимание развитию собственных детско-юношеских спортивных школ, потому что это крайне важный компонент функционирования футбольного клуба. Вы ведь сами понимаете: если у нас не будет собственных воспитанников, придется приобретать игроков из других клубов, а это дополнительные и, нужно сказать, немаленькие расходы. Вообще, хорошим показателем считается, если школа раз в два года выпускает одного игрока основного состава. Особняком в этом плане стоит «Севилья», школа которой за последние 12 лет подготовила 65 игроков для основных составов европейских клубов. Это какой-то выдающийся и недостижимый результат. «Локомотив» в прошлом году подтянул к основному составу Руслана Камболова и Александра Минченкова, в этом сезоне мы также предоставим шанс показать себя нескольким игрокам, которые недавно выступали в молодежном составе. Но здесь приходится столкнуться с другой проблемой – каждый год находится 15-20 ребят, которые переросли молодежный состав, но не могут закрепиться в основном. В этих случаях приходится отдавать их в аренду в команды первого и второго дивизионов. Но не нужно думать, что после этого о них забывают. В нашем клубе есть специалисты, которые следят за тем, как складывается карьера этих ребят, и если кто-то из отданных в аренду футболистов смог прибавить, его возвращают в «Локомотив» и дают шанс проявить себя. Наглядный пример – Денис Глушаков, который прекрасно проявил себя в прошлом сезоне, а до этого два года играл в аренде в клубах низших дивизионов.

- Каким образом осуществляется набор детей в футбольную школу?
- У нас есть квалифицированные тренеры, которые специализированно этим занимаются. Вообще же здесь все зачастую происходит интуитивно. Если у тренера есть опыт, он сразу сможет разглядеть талантливого мальчишку, увидеть, что из него может получиться в ближайшей перспективе. Хотя, понятное дело, без каких-то ошибок здесь не обходится.

- Может быть, стоит попробовать начать сотрудничество с тренерами других школ? Например, с голландцами.
- Мы обращались и к голландским, и к швейцарским специалистам с просьбой внести коррективы в систему подготовки детей. Но здесь дело в том, что каждый видит этот процесс по-своему. Например, кто-то считает, что детям в возрасте 7-8 лет детям нельзя участвовать в соревнованиях, а кто-то придерживается кардинально противоположной точки зрения. Так что здесь нельзя поставить особняком какую-то конкретную школу, потому что у каждой из них есть как преимущества, так и недостатки.

- Расскажите, каким образом организована работа селекционной службы клуба?
- Селекция во всех клубах строится примерно по одному сценарию. Существуют два варианта – когда потенциальных новичков выбирают менеджеры, и когда эти полномочия полностью передаются тренеру. На мой взгляд, второй вариант – более правильный. После окончания сезона тренер видит, какие позиции необходимо усилить и при этом четко представляет, какой плана игрок ему нужен. Он сообщает свои требования селекционерам, и те начинают вести поиск. Определяют круг потенциальных кандидатов, просматривают матчи с их участием, постепенно кто-то отсеивается. В результате, тренеру предоставляют список из нескольких игроков, после чего начинается серьезная работа по выбранному кандидату. Но и здесь случаются какие-то просчеты – нередко бывает так, что игрок отлично играет в одной команде, а после перехода становится непохожим сам на себя. Взять хотя бы того же Фернандо Кавенаги, который неубедительно выглядел в «Спартаке», а после перехода в «Бордо» стал одним из лучших нападающих чемпионата Франции.

- Как обстоит дело с заполняемостью стадиона?
- В среднем, на матчи с нашим участием приходит 14-15 тысяч человек. При этом активных болельщиков, в которых можно быть уверенным, у «Локомотива» - порядка 7 тысяч. Эти ребята всегда придут на стадион поддержать команду. Что касается мер по повышению посещаемости, то мы, разумеется, проводим опросы – спрашиваем у болельщиков, что бы они хотели видеть на стадионе, чего не хватает, а затем стараемся реализовать эти пожелания. В этом году перед первым матчем сезона мы планировали организовать концерт, но болельщики выступили против, узнав, что среди приглашенных артистов есть Николай Трубач. «Как же так? Он ведь болеет за «Спартак», - сказали они. Так что здесь все серьезно, существуют принципиальные для болельщиков моменты, которые необходимо учитывать. Так что от идеи проведения концерта мы отказались. Но вообще же, болельщики приходят на футбол, чтобы увидеть зрелище, они хотят, чтобы команда выигрывала. Если этого не будет, на стадион никто не пойдет.

- Среди болельщиков «Локомотива» немало представительниц слабого пола...
- Да, это действительно так. Согласно статистике, у нашего клуба больше всего болельщиц в России. Мне кажется, это прекрасно. Они знают все кричалки, знают всех игроков – кто женат, кто не женат, постоянно обсуждают новости. Так что девушки – неотъемлемая часть движения болельщиков «Локомотива». Все знают, что в этом сезоне в Санкт-Петербурге девушек не будут пускать на фанатский сектор. Что ж, значит, такие у них нравы. Их болельщики говорят, что девушки мешают им поддерживать команду. У нас такого нет – наши девушки никому не мешают и наравне с остальными болеют за «Локомотив».

- Что можете сказать о продаже сезонных абонементов?
- В прошлом сезоне было продано порядка 4,5 тысяч абонементов, в этом мы планируем продать примерно столько же. Отмечу, что сейчас мы начали делать именные абонементы – просили болельщиков предоставить фотографию и заполнить анкету. Сделано это для того, чтобы установить обратную связь – иметь возможность поздравить болельщика с днем рождения, предупредить о проведении открытой тренировки. В Европе такая практика распространена повсеместно – почему бы и «Локомотиву» не сделать приятно своим болельщикам.

- Финансовый кризис сказался на «Локомотиве»?
- Да, мы прекрасно понимали, что наш бюджет будет сокращен. Поэтому пришлось предпринять некоторые меры, в частности, сократить часть сотрудников. Что касается трансферов, то вы видите, что мы приобрели ребят пусть и неброских, но при этом способных действительно усилить команду.

- Напоследок вопрос как раз об игроках. В прошлом сезоне нередко получалось так, что футболисты «Локомотива» отказывались от общения с прессой. Вы можете как-то повлиять на это?
- Да, мы проводили общекомандное собрания, на котором я обратил внимание игроков на то, что у них в контрактах есть пункты о том, что они должны общаться с представителями прессы. Они не могут говорить что-то плохое о клубе или о своих партнерах, потому что это неэтично, но отказывать в послематчевых комментариях в микст-зоне не должны. Думаю, в новом сезоне с этим все будет в порядке.

В завершении занятия президент «Локомотива» ответил еще на несколько вопросов про управление в сфере спорта, про менеджмент организации в спорте и отметил, что готов рассмотреть интересные предложения студентов, которые будут направлены на улучшение функционирования клуба, в таких компонентах, как, например, посещаемость матчей команды, работа с болельщиками и разработка маркетинговой стратегии клуба. «Мы всегда открыты для диалога. Так что обращайтесь, если у вас возникнут интересные идеи», - подытожил Николай Наумов.
Все новости >