Новости
Выбор факультета
13 февраля 2012

Десять вещей, которые мы узнали из исследования Deloitte

Аудиторская компания Deloitte в очередной раз рассмотрела под микроскопом доходы всех европейских клубов. На этот раз изучению подверглись показатели сезона 2010/11. «Реал» и «Барселона» значительно оторвались от «Манчестер Юнайтед», «Бавария» вновь заработала больше всех на коммерческих соглашениях, а «Шальке» внезапно ворвался в десятку самых доходных клубов мира. Автор портала Sports.ru Владислав Воронин изучил все детали исследования и подметил десять его самых интересных особенностей.

1. Отрыв «Реала» от «Манчестер Юнайтед» увеличился до 112,5 миллиона евро, хотя еще в прошлом году составлял 88,8 миллиона. Мадридский клуб провел настолько удачный сезон, что это не могло не отразиться на финансах. Доходы от реализации прав на трансляции, и без того спокойно переваливающие за 100 миллионов евро благодаря индивидуальному контракту с Mediapro, увеличились на 24 миллиона из-за попадания мадридцев в полуфинал Лиги чемпионов. Также дали о себе знать бонусы от спонсоров – плюс 21,6 миллиона евро и 14-процентный прирост по статье «коммерческие соглашения». Deloitte отмечает, что по итогам нынешнего сезона разрыв между «Реалом» и «МЮ» станет еще более ощутимым: англичане выбыли из Лиги чемпионов и теперь будут играть в Лиге Европы, где даже победитель может получать меньше, чем какой-нибудь заштатный участник группового этапа ЛЧ. А у «Баварии», таким образом, наконец появляется возможность попасть в тройку самых богатых, которая сейчас выглядит следующим образом: 1. «Реал» (Мадрид) – доход в 2010/11 годах -- 479, 5 миллиона евро, 2. «Барселона» -- 450,7 миллиона, 3. «Манчестер Юнайтед» - 367 миллионов, (4). «Бавария» (Мюнхен) – 321, 4 миллиона евро.

С первой тридцаткой списки самых ваысокодоходных футбольных клубов Европы можно ознакомиться здесь.

 2. «Бавария» продолжает ставить рекорды по доходам от коммерческих соглашений. В прошлом сезоне мюхенцы получили от своих партнеров 177,7 миллиона евро – и это очередное доказательство того, что по работе со всемирно известными брендами им просто нет равных. Пятую часть денег, крутящихся в российском футболе, «Баварии» выделили Deutsche Telekom, Adidas, Audi, Coca-Cola, Lufthansa, Samsung, HypoVereinsbank и еще целый ряд компаний, среди которых есть даже Burger King. Удивиться полному списку спонсоров можно здесь. Именно благодаря спонсорам «Баварии» удалось в девятнадцатый раз подряд завершить финансовый год в плюсе. Даже несмотря на неудачу в бундеслиге, вылет из Лиги чемпионов на стадии 1/8 финала и выплату долгов по строительству «Альянц-Арены», она получила чистую прибыль в размере 1,3 миллиона евро. Это достойно аплодисментов.

3. В первой тридцатке клубов с самыми большими доходами по-прежнему нет никого из России. Ближе всех к тому, чтобы попасть в поле зрения Deloitte, оказался «Зенит», заработавший в 2010 году 59 миллионов долларов. Но не хватило ему слишком много, чтобы говорить о скором исправлении ситуации: «Сандерленд», занявший 30-е место, заработал аж 87,9 миллиона евро. Пока в России только учатся делать деньги на футболе, Top -20 Football Money League оккупирована представителями пяти стран, где этому уже давно научились: Англии (6), Италии (5), Германии (4), Испании (3) и Франции (2). В числе догоняющих оказались португальская «Бенфика» (102,5 миллиона), голландский «Аякс» (97,1) и даже вылетевший в чемпионшип «Вест Хэм» (89,1). И хотя нашим клубам до них еще далеко, авторы исследования успокаивают: в сотню клубов с самыми большими доходами кто-нибудь из России обязательно войдет.

 4. «Манчестер Юнайтед» достиг самого ровного соотношения трех источников доходов. Манкунианцы достигли классической пропорции, при которой на каждую статью приходится примерно треть всех поступлений: доходы в день матча – 33 процента (120,3 миллиона евро), от реализации медиаправ – 36 процентов (132,2 миллиона евро) и поступления от коммерческих соглашений – 31 процент (114,5 миллиона евро).

5. «Манчестер Сити» продолжает активно расти не только в спортивном, но и в финансовом плане – доходы клуба увеличились на 22 процента и составили 169,6 миллиона евро. Постепенно набирают силу коммерческие соглашения: в прошлом году они принесли «Сити» 64 миллиона евро, а в этом принесут еще больше – вступает в силу 10-летний контракт с Etihad Airways на 400 миллионов фунтов. Отчисления от продажи прав на телестрансляции увеличились на 27 процентов благодаря выступлению в Лиге Европы, победе в Кубке Англии и третьему месту в чемпионате. Впрочем, «Манчестер Сити» еще есть над чем работать. Это не только слабые для топ-клуба показатели по доходам в день матча (29,5 миллиона евро), но и проблемы с убытками, которые в прошлом сезоне перевалили за 190 миллионов фунтов. Чем ответит шейх Мансур?

6. Первым по приросту дохода стал «Шальке», обогнавший даже «Барселону» – 62,6 миллиона евро против 52,6 годом ранее. Не удивляйтесь: в прошлом сезоне «Шальке» дошел до полуфинала Лиги чемпионов, и это принесло ему 39,8 миллионов евро. Попутно аж на 37 процентов увеличились доходы от реализации прав на трансляции (с 35,4 миллиона евро до 73,3). Кроме того, благодаря удачному выступлению в еврокубках увеличились и доходы по статье Matchday (на 11,8 миллиона евро, рост – 46 процентов). По итогам нынешнего сезона «Шальке» точно вылетит из топ-10 Money League: аукнется 14-е место в бундеслиге и неучастие в еврокубках, которые принесли клубу 37 процентов прошлогоднего дохода. Но о безбедном существовании гельзенкирхенцев можно не беспокоиться, потому как у них есть контракт с «Газпромом» (75 миллионов евро до лета 2017 года) и выгодные соглашения с Volkswagen и Ergo.

7. В течение пяти лет доходы «Реала» и «Барселоны» достигнут 500 миллионов евро. Для очередного скачка в развитии этих супергигантов есть все предпосылки: индивидуальные контракты с компанией Mediapro, которой принадлежат права на трансляции их матчей во всех испанских турнирах, истекают в 2014 и 2015 году соответственно, а недавно оба клуба заключили выгодные контракты с азиатскими компаниями: «Реал» с Emirates Airlines, «Барселона» – с Qatar Foundation (30 миллионов евро в год). Динамика, с которой росли доходы «Реала» и «Барселоны» в последние два года, и вовсе предполагает преодоление 500-миллионой планки уже в этом сезоне.

8. Дортмундская «Боруссия» – самый зависимый от спонсоров клуб Европы. Доля спонсорских выплат в общей структуре доходов «Боруссии» – 57 процентов, это чуть-чуть, но все-таки больше, чем у «Баварии» (56 процентов). Дортмундцы получили от спонсоров на 18 миллионов евро больше, чем в сезоне-2009/10. Благодаря маркетинговому агентству Sportfive «Боруссия» еще долго не будет знать проблем с коммерческой деятельностью: контракты с компаниями Evonik (титульный спонсор) и Signal Iduna (ее имя носит стадион «Боруссии») рассчитаны до 2016 года, а со следующего сезона техническим спонсором клуба станет Puma, которая перебила предложение Kappa. В остальном у «Боруссии» все так же здорово: доходы в день матча увеличились на 4,3 миллиона евро, а благодаря выступлению в Лиге Европы и победе в Бундеслиге отчисления от продажи прав на телетрансляции выросли на 52 процента.

9. «Ювентус» покинул первую десятку самых доходных клубов. Седьмое место в серии А и вылет из Лиги Европы еще на групповом этапе загнали клуб в очень сложное положение: доход уменьшился на 51,1 миллиона евро. Групповой этап Лиги Европы принес «Ювентусу» всего лишь 1,8 миллиона евро (и это уже минус 20 миллионов по сравнению с сезоном-2009/10). От продажи прав на телетрансляции туринский клуб получил на 43,8 миллиона евро меньше, чем в 2010 году, причиной тому – неудачное выступление в чемпионате и возвращение серии А к коллективному соглашению. И совсем уж удручающие показатели по статье Matchday – 11,6 миллиона евро. «Ювентус» завершал строительство нового стадиона (стоимость – 105 миллионов евро) и потому весь сезон играл на туринском «Стадио Олимпико». В среднем за один матч туринцы получали не больше 500 тысяч – в таком печальном положении не оказывался ни один представитель Football Money League.

10. «Валенсия» вошла в число самых богатых клубов Европы впервые с 2007 года, заняв 19 место в рейтинге. «Валенсия» наконец-то вышла из серьезного кризиса, расправила плечи и даже начала строительство нового стадиона. Заработки клуба выросли на 18 процентов (17,5 миллионов евро), значительная часть прироста пришлась на реализацию медиаправ – плюс 19,5 миллиона по сравнению с предыдущим сезоном. Это связано с успешным выступлением в Лиге чемпионов (выход в 1/8 финала) – сезоном ранее «Валенсия» выступала в Лиге Европы и заработала всего 5,1 миллиона. Доходы от коммерческих соглашений, напротив, уменьшились на 5 процентов и составили 22,9 миллиона евро – это самый низкий показатель в Football Money League. Нынешний сезон команда и вовсе начала без титульного спонсора, решившись нанести на игровую форму название своего аккаунта в твиттере. В феврале наконец-то был подписан контракт с китайской компанией Jinko Solar, который до конца года принесет валенсийцам 1,4 миллиона евро. Дела постепенно идут в гору.

Все новости >