Новости
Выбор факультета
16 февраля 2012

«У любого несогласного всегда остается право обратиться в суд»

Как уже сообщалось, некоторое время назад регистратор доменов Ru-Center обеспечил себе право самостоятельно определять противоправность контента для блокировки доменов третьего уровня в рунете. Это уловка для введения цензуры, уверены правозащитники. Между тем, гендиректор Ru-Center Александр Панов в интервью Газете.ru называет это «формальным закреплением существующей практики». Предлагаем этот материал вашему вниманию.

Для чего это сделано, какой мотив изменений в регламентирующих документах?

Мир у нас чуть-чуть меняется, в том плане что были введены новые правила регистрации доменов второго уровня, которые дают регистратору право при определенных условиях снимать с домена делегирование и так далее. С точки зрения правил регистрации доменов второго уровня администратор домена несет ответственность за все, в том числе и за контент. Поэтому по всем доменам третьего уровня, в которых делается регистрация, компания Ru-Center отвечает за все, что содержится в этом доменном имени.

Как сейчас принимаются решения о прекращении деятельности доменов третьего уровня? Сколько таких доменов было закрыто за прошлый год и по каким причинам чаще всего?

Сколько конкретно было закрыто — я не готов сказать, насколько я понимаю, это десятки. Основные причины — это открытое распространение противоправного контента, противоправность которого можно определить невооруженным глазом: это детская порнография, пропаганда наркотиков и явный фишинг.

Означают ли новые правила, что регистратор будет фактически прекращать деятельность доменов третьего уровня незамедлительно и по собственной инициативе?

Нет, не означает. Для владельцев доменов третьего уровня ничего не меняется. По сути, возможность прекратить делегирование у нас всегда было прописано в договоре, в случае если администратор нарушает закон.

Но теперь регистратор вправе самостоятельно давать оценку контенту на предмет нарушения законодательства, в том числе в случаях, когда определение таких действий не закреплено нормативными актами?

В предыдущих версиях договоров, если вы посмотрите все договоры по операторам связи и хостингу, и интернет-сервис-провайдер, и хостинг-провайдер в праве отказать в сервисе, если нарушается закон. Там берется целая норма — «осуществляет какую-либо зловредную активность». Очень многие вещи напрямую никогда не прописаны в нашем законодательстве. Электронное законодательство бежит немного впереди. Но это ни в коем случае не значит, что мы будем без причины снимать делегирование, отбирать домены и так далее. К тому же у любого несогласного всегда остается право обратиться в суд.

С кем проводились консультации по введению такого правила, кто выступал за изменение правил, выступал ли кто-либо против этого?

Над выработкой правил регистрации доменов третьего уровня у нас работает собственная юридическая группа. При выработке правил мы берем во внимание несколько вещей: первое — это правила регистрации доменов второго уровня, потому что регистрация доменов третьего уровня не может идти в противоречии с правилами регистрации доменов второго уровня. И международный опыт администрирования и регистрации доменов третьего уровня.

По каким критериям будет определяться, что контент действительно нарушает «общественные интересы, принципы гуманности и морали, ущемляет человеческое достоинство, религиозные чувства»?

У нас в компании довольно сильная юридическая группа, которая может определить, является ли данный контент противоправным или не является. У нас налажены взаимоотношения с большим количеством как российских, так и международных общественных организаций, которые помогают нам в этой работе. Из российских это «Линия фонда дружественный рунет», «Лига безопасного интернета». Это организации, которые специализируются в том числе на фишинге, — это Group-IB и так далее. Из международных это InHope. В общем, целый набор. И у нас очень большой опыт обработки всевозможных запросов из правоохранительных органов. Не так давно была ситуация с компанией «Ростелеком», которую через суд обязали заблокировать доступ для своих клиентов к нескольким IP-адресам. Некоторые из них принадлежали различным хостинг-провайдерам, на которых находились сотни сайтов. Компания просто заблокировала, выполнила решение суда и даже не стала его обжаловать — им так было проще, хотя данная ситуация нарушает сам принцип функционирования сети интернет.

В случае с нашей организацией такие вещи недопустимы. В новых правилах написано, что «в последнее время, воспользовавшись более свободными правилами регистрации доменов третьего уровня, ряд недобросовестных пользователей зарегистрировали домены, явно предназначенные для размещения противоправного контента».

Можете ли вы привести конкретные примеры?

Прямо сейчас привести конкретный пример я не могу. Но общий смысл такой: часть пласта противоправного контента действительно двинулась из доменов второго уровня .ru, «.рф» во всевозможные домены третьего уровня, в домены .com и в другие доменные зоны.

Как новые правила могут изменить ситуацию в интернете?

Думаю, что принципиально никаких серьезных изменений не произойдет. Как мы боролись с негативными проявлениями в интернете совместными усилиями правоохранительных органов, операторов, общественных организаций, так и продолжаем это делать.

Закон «О СМИ» не допускает цензуры...

Я бы посоветовал противозащитникам, перед тем как говорить что-либо про цензуру и ссылаться на закон «О СМИ», как минимум более подробно изучить существующее законодательство, изучить международные принципы и сложившиеся в США, Европе алгоритмы борьбы с противоправным контентом. То, что происходит, не имеет никакого отношения к цензуре.

Все новости >