Новости
02 апреля 2009

Главные тренды спортивного интернета

Sports.ru  – старейший профессиональный спортивный интернет-проект в России, существует с 1 декабря 1998 года. На протяжении первых 7-8 лет своего существования это был своеобразный кооператив спортивных журналистов (от Василия Уткина до главного редактора журнала PROспорт Станислава Гридасова), поддерживавших проект, что называется, «для души». За последние два с небольшим года Sports.ru превратился в главный «вебдванольный» сайт о спорте, ежедневно собирающий аудиторию более 100 тысяч человек и ежегодно – различные отраслевые премии (последней в ноябре 2008-го стала Премия Рунета).

Совладелец и руководитель проекта Дмитрий Навоша прежде тоже был журналистом GQ, Newsweek и других изданий, а также редактором в журналах PROспорт и «Афиша-Мир». С лета 2006 года Дмитрий занимается развитием Sports.ru, а еще регулярно приходит поделиться своим опытом со студентами Государственного университета управления. Последняя его лекция для специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» была посвящена основным трендам в российском спортивном интернете.
Рост интереса

«Спортивный сегмент Рунета в последние год-полтора растет опережающими темпами», – утверждает Дмитрий Навоша. – «Если бы не всепобеждающее развитие социальных сетей, можно было бы сказать, что именно в спортивном сегменте российского интернета в 2008-м происходили самые интересные события. Причин у этого роста две. Одна – это общее повышение интереса аудитории к спорту, прежде всего – за счет Олимпиады и всех этих прошлогодних успехов сборных России по футболу и хоккею, а также «Зенита». Другая причина – ударные темпы развития спортивных СМИ, благодаря чему этот растущий интерес к спорту удовлетворялся, прежде всего, в интернете, а не в других медиа».

За год на отрезке с сентября 2007 года по сентябрь 2008-го месячная аудитория спортивных сайтов, по данным Liveinternet, выросла на 73 процента, то есть почти на треть больше, чем в смежных сегментах - «развлечения», «путешествия», «новости и сми».

«Если считать в pageviews, этот рост был бы еще более впечатляющим – 83 процента», – говорит Дмитрий. – «Ведущие спортивные сайты существенно увеличили за этот год и количество контента, и качество, и его разнообразие; в плане роста всех этих параметров прошедший год для спортивного интернета стоит трех-четырех других. Кто-то рос чуть быстрее, кто-то чуть медленнее – Sports.ru, например, удвоился. Но если брать пятерку лидеров, в которую входят «Спорт-Экспресс», Sportbox.ru, Чемпионат.ру и Eurosport.ru – у всех рост был очень приличным».
Тренды

Анализируя причины взрывного роста спортивных сайтов в прошлом году, Дмитрий Навоша обозначил 5 основных трендов, его предопределивших.

    *
      Рост доли оригинального контента

«Если на первом этапе спортивные сайты, как и другие интернет-СМИ, были почти исключительно «переработчиками» чужого контента, то сейчас большинство из них создает «добавленную стоимость» к новостной ленте за счет собственных журналистов и обозревателей. И если, скажем, в объеме собственных новостей о российском футболе многим по-прежнему тяжело соревноваться со «Спорт-Экспрессом», имеющим разветвленную корсеть, то, например, в освещении европейского футбола Sports.ru со своей сильной командой авторов, включающей в себя немало сотрудников «НТВ Плюс», – явный номер один. Вообще, появление среди авторов интернет-сайтов многих классных офлайновых журналистов – часть этого тренда».

    *
      Агрессивный маркетинг

«В 2008 году как минимум три из пяти ведущих спортивных сайтов рекламировались на телевидении – даже если не считать Sportbox.ru, телевидению принадлежащий, и потому продвигаемый каналом «Спорт» изо всех сил. А ведь прежде никто из спортивных сайтов не мог позволить себе телерекламу. Это, наверное, не самый явный и эффективный способ продвижения интернет-СМИ, особенно – когда за рекламу приходится платить. Но этот факт вполне характеризует беспримерную маркетинговую активность спортивных интернет-СМИ на всех возможных фронтах – от наружки и телевизора до покупки трафика. Возможно, даже излишнюю, учитывая резкое замедление темпов роста рекламного рынка прошлой осенью».

    *
      Блоги и конференции celebrities

«Sports.ru развивается без массированной рекламы и трафик не покупает», - отмчает Дмитрий Навоша. – «Мы предпочитаем тратить деньги на интересный контент. Но сразу после прихода новой команды на сайт, в конце 2006-го, мы придумали несколько штук, благодаря которым хороший контент начинает сам себя продвигать. Прежде всего, это блоги и конференции знаменитых спортсменов и тренеров.

Первый блог профессионального спортсмена в России – это блог легенды «Спартака» Андрея Тихонова на Sports.ru, а первый блог профессионального тренера у нас открыл Этторе Мессина, итальянский специалист, благодаря которому баскетбольный ЦСКА уже много лет остается лучшей командой Европы. Каждый из звездных блогов и конференций – а открыли мы десятки – давал нам не только интересный контент, но и новую аудиторию, узнававшую про нас по «сарафанному радио», поскольку появление в интернете таких серьезных людей вызывало нешуточный резонанс. Эта идея сработала настолько здорово, что ее быстро взяли на вооружение почти все конкуренты, и сейчас я ответственно могу заявить, что ни в США, ни в западноевропейских странах спортсмены и тренеры не вовлечены в столь интенсивное общение с читателями, как в России.

К слову, если сначала нам приходилось уламывать спортсменов и тренеров на открытие блогов, убеждать и объяснять, то сейчас некоторые сами обращаются к нам с такой идеей. И кто-то даже активно участвует в обсуждении в комментариях – например, тренер теннисиста Южного Борис Собкин».

    *
      Развитие онлайнов и статистики

«Интерактив – не единственный козырь интернета по сравнению с бумажными СМИ, не менее важным является оперативность. Развитие онлайнов и статистики – еще один параметр, в котором прибавили почти все сайты-лидеры. Sports.ru, в частности, реализовал первые в России онлайны, не требующие перезагрузки страницы – благодаря использованию Java и Flash. Вторая фишка Sports.ru – профессиональная футбольная статистика, которая закупается у компании InStat Football, готовящей эти данные для тренеров и селекционеров. То есть теперь наши читатели могут оперировать не только традиционными параметрами голов и карточек, но и данными по ударам, отборам, обводкам, фолам – вплоть до ударов штангу. Рекордсменом по последнему параметру в прошлом году, если кто не знает, был форвард «Крыльев» Евгений Савин».

    *
      Видеоконтент

«Сразу на четыре крупных спортивных сайтах в прошлом году так или иначе появился лицензированный видеоконтент. Но видео в большей степени станет событием 2009 года – несмотря на мизерный пока рост рынка видеорекламы в интернете».
Порог входа

«Прямым следствием гонки вооружений, развязанной ведущими спортивными сайтами в 2008 году, стало повышение порога входа в эту нишу. Еще три года назад тот же Sports.ru мог быть числе самых посещаемых, имея примерно двух с половиной постоянных сотрудников и развиваясь скорее на энтузиазме, чем на деньгах. Сегодня в штате проекта работает более 25 сотрудников, а еще десятки – на фрилансе. Сейчас сайтам-новичкам для привлечения внимания сколько-то серьезной спортивной аудитории нужны либо значительные инвестиции, либо некие важные конкурентные преимущества, а лучше – то и другое вместе, как у сайта Sportbox.ru. Его «уникальным торговым предложением» стали прямые видеотрансляции большого количества спортивных событий плюс неограниченное телевизионное промо.

Всем остальным новым сайтам – 7tv.ru, Sportweek.ru, Sportsdaily.ru и так далее – не удалось выдержать конкуренцию с уже существующими проектами, несмотря на поддержку от родственных оффлайновых СМИ. Просто повторять шаги сайтов-лидеров уже недостаточно – нужно предлагать что-то особенное».
Рекламодатели

«Выручка спортивных интернет-СМИ в 2008-м тоже росла хорошими темпами, прежде всего – за счет медийной рекламы, являющейся для всех основным источником доходов», - говорит Дмитрий. – «Приятно, что нам удалось сломить стереотипы некоторых рекламодателей, представлявшей спортивных болельщиков как не вполне умытую, непривередливую публику в растянутых трениках, которой сложно продать что-то кроме дешевого пива. Sports.ru, например, ориентирован, прежде всего, на аудитрию 20-40 лет, продвинутую и образованную, быть может – несколько прозападную. И данные TNS Gallup теперь говорят сами за себя: 65 процентов читателей Sports.ru имеют доходы выше среднего, а 61 процент принадлежит к категориям «руководители» и «специалисты». Это позволило успешно привлекать рекламу автомобильных брендов, которая принесла нам 37 процентов годовой выручки, и даже рекламу банков.

От кризиса, увы, эти сегменты рекламодателей пострадали довольно сильно. Sports.ru продолжает развиваться – только за февраль наша аудитория выросла на четверть – и по-прежнему остается привлекательным для рекламодателей, резкого падения нам удается избежать. Но серьезного роста выручки по сравнению с прошлогодней, на который мы рассчитывали до кризиса, ожидать не приходится».
Прогнозы

«Что будет происходить со спортивным интернетом дальше? С одной стороны – понятно, выживание: снижение активности рекламодателей ощутили все. Но развитие, я думаю, не остановится», - отмечает руководитель Sports.ru. – «Мы в этом году запустили уже три проекта – персонализацию сайта (пользователи получили беспрецедентные возможности по настройке его под себя), видеоконференции со звездами спорта и Fantasy Football – это такой футбольный менеджер, в котором вам начисляют очки в зависимости от выступлений выбранных вами для своей команды реальных игроков. Бум таких менеджеров, мне кажется, может стать одним из событий 2009 года. Мы, например, менее чем за месяц без особой рекламы собрали почти 50 тысяч участников. На мой взгляд, другим трендом наступившего года станет введение платных сервисов: сайты вынуждены двигаться в этом направлении хотя бы для того, чтобы снизить свою зависимость от рекламных доходов.

Усилится тренд на социализацию спортивных сайтов. Во-первых, весь интернет развивается в эту сторону, и многие сайты сегодня – это отчасти социальные сети. На том же Sports.ru все три болельщика «Манчестер Юнайтед» из города Новосибирск могут найти друг друга по параметрам «география» и «интересы» – и, скажем, пойти совместно выпить пива. А во-вторых, сейчас, когда у сайтов нет денег на увеличение количества профессионального контента, резонно будет стимулировать рост пользовательской активностью.

Ну и, конечно же, вырастет потребление спортивного видео. Аудитория не просто к этому готова – она этого ждет и даже требует, а если не дожидается качественного лицензионного видеоконтента, пользуется пиратским. Как бы ни складывалась ситуация на рынке, спортивного видео в интернете будет все больше: прогресс не повернуть вспять».

Завершая свою лекцию, Дмитрий Навоша ответил на интересующие аудиторию вопросы, а также рассказал о других специфических особенностях российского спортивного интернета.
Все новости >