«На арт-менеджере лежит огромная ответственность» (ФОТО)
12 марта в Центральном Доме Художника в преддверии запуска нового образовательного курса RMA «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» состоялся круглый стол на тему «Кто рулит в современном искусстве: арт-менеджер, куратор или художник?». В дискуссии приняли участие профессионалы российского арт-рынка, среди которых Арсений Жиляев (художник, куратор выставок программы Старт»), Сергей Шутов (художник), Юлия Аксенова (куратор ЦСК Гараж), Дмитрий Ханкин (арт-продюсер, совладелец галереи «Триумф»), Анастасия Шавлохова (куратор, директор арт-пространства «Открытая студия Непокоренных»), Виктория Кондрашева (директор ярмарки «Арт-Москва»). Модератором обсуждений выступил куратор курса и известный арт-дилер Николай Палажченко.
Речь пошла о распределении ролей и разделении сфер влияния в арт-сообществе, качествах, которыми должны обладать игроки индустрии, общих тенденциях в современном искусстве и актуальности подготовки новых кадров. Предлагаем вашему вниманию наиболее яркие цитаты участников дискуссии и фотоотчет с мероприятия.
Сергей Шутов: «... Ситуация меняется, рынок растет, сегодня необходимо больше менеджеров, коллекционеров, чтобы искусство не растворялось, как было это раньше, когда художники запускали проекты, а эти проекты затем отправлялись в свободное плавание… Я жду от арт-менеджеров новых инструментов, которые позволят создать ситуацию, когда количество будет переходить в качество...»
Анастасия Шавлохова: «… Конечно, кадры решают все. Если мы говорим о кураторе, то он должен в первую очередь быть экспозиционером. Он видит больше, чем коллекционер. Он показывает художника, влияет на его позиционирование в обществе. Лично для меня, художник – исходная точка… Его личность определяет искусство. Остальное – менеджмент, надстройка, без которой все начинает разваливаться».
Арсений Жиляев: «Исходя из личного опыта, я знаю, что менеджеры очень нужны. В Москве больших профессионалов штук 20. Это большая проблема… Я думаю, что мы все довольно универсальные люди, которые совмещают в себе несколько ролей. И в этом очень важная истина – если человек, хочет добиться успеха, то он стремится к максимальной экспансии и монополизации... Сложно выделить, кто круче. Все зависит от проекта. Поэтому я призываю вас идти и делать дела…».
Виктория Кондрашева: «Я больше, чем все присутствующие, подхожу под звание арт- менеджера, который по сути все координирует. Ты должен и концепцию разработать и бумажку, которая упала, подобрать. Надо постоянно быть в теме, иначе интуитивного принятия решения не получится. А самое главное – уметь выслушать художников и кураторов. Результат, который получается на выходе, и вся ответственность полностью лежат на плечах менеджера… Задача куратора – выбрать. Задача менеджера – организовать и реализовать максимально возможно кураторскую задумку».
Дмитрий Ханкин: «Мне не нравится слово «рулит». Рулить можно и без головы, просто по колее. Но куда ты рулишь?.. Без штурмана никто не знает, куда он направляется. Командир – всегда художник. Все начинается с него. Мы все посредники между художником и покупателем его искусства. Или, в кураторском случае, между художником и его зрителем. Современный художник работает художником минут пятнадцать, когда в его голове созревает замысел, потом он может быть кем угодно. Он приходит ко мне, галеристу, и мы придумываем, как реализовать его идею. Чем сложнее работа у художника, чем интереснее медиа, с которыми он работает, тем больше он менеджер. Поэтому треугольник – арт-менеджер, куратор, художник – не равнобедренный…».
Юлия Аксенова: «Мне тоже не нравится формулировка «рулит». Лучше обсуждать, кто имеет большее влияние и формирует культурную политику. Куратор – влиятельная фигура, он выбирает, он формирует общественное мнение, создает культурную географию, работает с медиа и финансовыми потоками и даже влияет на кадровую политику…».
Николай Палажченко: «Я согласен, источник всему – художник. Это право у него никто не отнимет. Если не будет арта, не будут нужны и арт-менеджеры. Что касается кураторов, то время этой профессии еще не пришло.
Безусловно, каждый рулит в чем-то своем, есть зоны ответственности. У менеджера эта зона очень большая. Арт-менеджер создает новые инструменты для существования искусства и работы куратора и художника. Мы хотим рулить вместе с вами, мы хотим на кого-то опираться. Менеджеры в ближайшие 5-10 лет будут придумывать новые форматы и новые схемы финансирования. Очень интересное время нас ждет».
В ближайшее время на канале RMA на YouTube появится видеоотчет по мероприятию. Следите за обновлениями курса в новостной ленте сайта RMA и в сообществе на Facebook.
Также предлагаем Вам ознакомиться с материалом корреспондента портала Interview Марины Федоровской – «На «Винзаводе» начался курс арт-менеджмента, на который наконец-то не жалко времени».