Новости
22 апреля 2009

Бари Алибасов: «После 2001 года мировая музыкальная индустрия рухнула»

16 апреля известный продюсер Бари Алибасов провел мастер-класс для слушателей специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии», в рамках которого рассказал о текущем положении дел в российском шоу-бизнесе, о причинах упадка мировой музыкальной индустрии, о системе «360 градусов», а также ответил на множество интересовавших аудиторию вопросов.
Ценность конкуренции

«До 2001 года главным и единственным звеном мировой музыкальной индустрии были звукозаписывающие компании, главная задача которых сводилась к поиску талантливого исполнителя. Найдя такого исполнителя, компания в конкурентной борьбе либо раскапывала собственную нишу, либо завоевывала ниши, занятые другими исполнителями. То есть на том этапе развития музыкальной индустрии речь шла исключительно о конкуренции между звукозаписывающими компаниями», - рассказывает Бари Алибасов во время мастер-класса для специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии» Государственного университета управления.

Впрочем, в один момент ситуация изменилась с точностью до наоборот. Все началось с того, что американские студенты на одном из сайтов начали обмениваться шпаргалками, но дело этим не ограничилось. Постепенно кто-то стал размещать на сайте свою любимую музыку, скачивать музыку, размещенную другими посетителями. То есть тривиальный обмен шпаргалками конвертировался в обмен музыкальными треками. Буквально за полгода на этот сайт перебралась практически вся Америка...

«После 2001 года музыкальная индустрия за океаном рухнула просто напрочь, и сегодня она фактически не существует. Все начали бесплатно скачивать друг у друга музыку, потому что, согласно американской конституции, у каждого гражданина страны есть право на бесплатный доступ и обмен информацией. Соответственно, в сложившейся ситуации было невозможно что-то сделать.

Именно тогда Sony BMG, Warner Music и другие ведущие мировые мейджоры объединились и решили бороться с этой тенденцией, потому что почувствовали опасность для своего бизнеса. Они начали судиться с какой-то домохозяйкой, с парой студентов, которые скачивали музыку в интернете, но затем поняли, что судиться им нужно с миллионами американцев, на что попросту не хватит никаких денег. Так вот именно после этого мировая музыкальная индустрия рухнула», - говорит Бари Алибасов. – «Кто-то может не согласиться с этим утверждением, но вы ведь сами видите, что за последнее время в музыкальной индустрии не появилось ни одного проекта, который по своему масштабу был бы соизмерим с Элвисом Пресли, Майклом Джексоном или Kiss».
«360 градусов»

После того, как мейджоры поняли, что попали в безвыходную ситуацию, была разработана схема «360 градусов», которая подразумевает ведение бизнеса во всех направлениях.

«Да, мейджоры придумали новую схему работы с исполнителями, но все это бесполезно, ведь остановить действие атомной бомбы невозможно. Так что эпоха звукозаписывающих компаний уже ушла. Стоило только компании Life Music выйти на рынок, как Мадонна, которая до этого на протяжении чуть ли 30 лет работала с Warner Music, перешла в эту компанию и начала активно ездить с концертами по всему миру. Как только Мадонна подписала долгосрочный контракт с Life Music, в эту компанию побежали практически все зарубежные звезды – каждый понимает, что теперь для того, чтобы зарабатывать деньги, нужно давать концерты. В нашей же стране для того, чтобы зарабатывать деньги, артисты всегда были вынуждены ездить с гастролями, так что произошедшее в мировой музыкальной индустрии никак не отразилось на России».
Происки радио ди-джеев

К слову, определенные проблемы в музыкальной индустрии начали возникать еще в начале 60-х годов, когда впервые состоялось фактическое покушение на конкуренцию в эфире радиостанций.

«Выяснилось, что некоторые ди-джеи совмещали работу на радиостанциях с работой в звукозаписывающих компаниях в качестве консультантов... А теперь отгадайте с трех раз, чьи песни может крутить такой ди-джей? Конечно же, они пытались пропихнуть в эфир песни той звукозаписывающей компании, в которой работали и получали деньги», - отмечает Алибасов. – «Как только все это обнаружилось, моментально был принят закон, согласно которому все ди-джеи, которые работали в звукозаписывающих компаниях, были пожизненно лишены права заниматься радио-бизнесом. Этот момент был показательным - таким образом Америка дала всем понять, что защищает многообразие и конкуренцию в своей музыкальной индустрии, понимая, что наличие конкурентоспособной среды стимулирует появление в индустрии новых талантливых исполнителей».
Российские реалии

На сегодняшний день в английской музыкальной индустрии задействовано примерно 80 тысяч исполнителей при том, что население страны составляет 58 миллионов человек. В нашей же стране на 140 миллионов человек приходится 3 тысячи исполнителей.

«Если посмотреть на статистику, то можно сделать вывод о том, что Россия – нищая на таланты страна. Так ли это на самом деле?», - задается вопросом Бари Алибасов. – «Конечно же, нет. Вся проблема российской музыкальной индустрии заключается в ее монополизации. Сегодня музыкальной индустрией страны «рулят» два человека. Кто? Попробуйте отгадать сами. У нас есть два канала – «Первый канал» с «Фабрикой звезд» и «Россия» с проектом «Народный артист», которые поставили на поток производство новых музыкальных проектов. При этом продюсеры этих шоу занимаются абсолютно всеми делами артистов, которые появляются на этих проектах - записывают альбомы, занимаются планированием гастролей, пиаром и всем остальным. Для сравнения в Америке закон запрещает сотрудничать артисту с юристом, если между ними существуют товарищеские отношения. В нашей стране юристом в большинстве случаев выступает тот же продюсер. Что получается в итоге? Все, что есть у артиста, принадлежит продюсеру. Артисту принадлежит только его бабушка – ее продюсер не забирает.

В результате мы не раз могли видеть, как эти монстры, называющие себя продюсерами, легко растаптывают любого исполнителя, стоит только ему открыть рот. Да, в нашей стране есть антимонопольный комитет, антимонопольные законы, но при этом важнейшая отрасль массовой культуры полностью отдана в руки монополистов. Так что проблема здесь вовсе не в том, что Россия – бедная на таланты страна».
Отмена концертов

Согласно статистике, сегодня на территории России отменяется 80 процентов объявленных концертов. После того, как концерт отменяется, люди идут в кассы за тем, чтобы вернуть деньги за билеты, в кассах их направляют в офис компании, которая организовывала концерт, в офисе - просят приехать в другой день и так далее... После нескольких дней таких хождений люди уже готовы смириться с тем, что потеряли деньги – лишь бы не тратить себе нервы.

«Недавно я спросил у знакомого гендиректора концертного зала в одном из городов России, сколько человек в их городе занимается организацией концертов. В результате насчитали 35 человек, каждый из которых старается выживать так, как может», - рассказывает Алибасов. – «Так почему процент отмены концертов настолько велик? Все просто – российское законодательство вполне это допускает. Вы можете заключить договор об аренде площадки и начать свободно продавать талончики, называя их, например, билетом на концерт Валерия Леонтьева при том, что договора с самим Леонтьевым у вас нет и никогда не было. Соответственно, вы продаете талончики, а затем объявляете о том, что концерт отменяется. И абсолютно никто не запретит вам этого делать».

Во время мастер-класса Бари Алибасов также ответил на множество вопросов, которые интересовали слушателей специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии», рассказал о нюансах, возникающих при работе в сфере шоу-бизнеса и привел наиболее яркие примеры из собственной практики.


Материалы по теме:

    * Мастер-Бари (фотогалерея с мастер-класса Бари Алибасова)
Все новости >