Новости
Выбор факультета
23
апреля
2009
Юрий Грымов: «В первую очередь, я ориентируюсь на собственное понимание прекрасного»
В середине апреля известный режиссер, автор нашумевшей картины «Чужие», провел мастер-класс для слушателей специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии» Государственного университета управления, во время которого рассказал о съемках музыкальных клипов и критериях качества в работе режиссера, войне форматов и работе со звуковым сопровождением фильмов, короткометражном кино и своем отношении к product placement, а также о многом другом.
- Юрий, расскажите, как правильно снимать музыкальные клипы?
- Я считаю, что нет четкого ответа на вопрос, как правильно или неправильно снимать клипы. Не существует никаких правил – снимать нужно так, как вы хотите, как вы считаете нужным. Прежде чем браться за дело, нужно задать себе несколько вопросов. Зачем я это делаю? Для кого? Так что при съемках клипов нужно исходить из той задачи, которая стоит перед вами. Еще бы я отметил, что не следует ориентироваться на то, как снимают клипы на Западе, иначе вся ваша работа может обернуться катастрофой. Могу сразу сказать, что снять клип за небольшие деньги нельзя. Дело все в том, что к съемкам нужно относиться очень серьезно, и если вы хотите сделать качественный продукт, то вам понадобится помощь многих специалистов. Режиссер, сценарист, художник по костюмам, актеры... Конечно, кто-то практикует совмещение должностей режиссера и сценариста, например. Но после того, как работа будет проделана и клип увидит публика, будет заметно, что вы на чем-то сэкономили.
- А какие существуют критерии качества?
- Вы знаете, это очень сложный вопрос. Я ориентируюсь в первую очередь на собственное понимание прекрасного. Просто всегда есть уровень, ниже которого уважающий себя режиссер или артист не опустится. Условно говоря, Мадонна не будет снимать клип стоимостью меньше, чем миллион долларов, не потому что у нее много денег, а потому что она понимает, что не имеет права падать ниже определенного уровня.
- Что вы можете сказать про войну форматов? Пленка или «цифра»? В пользу чего стоит делать выбор?
- Сейчас существует четыре формата – пленка 35, 16 и 8 миллиметров и цифра. Понятно, что 35 мм – это серьезно, в этом случае отснятый материал будет очень высокого качества. Но почему же практически никто в мире не работает с этим форматом? Эта пленка позволяет растягивать изображение на экран огромных размеров, а это зачастую просто-напросто не нужно. Так что 16 миллиметров вполне хватает. Ну и, конечно же, не верьте никому, кто говорит о том, что «цифра» может быть качественнее 35-миллиметровой пленки. Практически ни одну картину достойного уровня не снимают на «цифру» - да, без оцифровки не обходится, но изначально все снимается именно на пленку.
- Расскажите, каким образом подбираются саундтреки для фильмов?
- Как раз с саундтреками всегда возникают очень серьезные проблемы. На самом деле это непаханная полоса в плане продюсирования российских фильмов. В этом есть колоссальная потребность, и это очень прибыльное дело. Так вот в России есть серьезные проблемы с музыкальными продюсерами. Фактически у нас нет специалистов, которые могли бы грамотно подойти к решению этой проблемы. Скажу так: музыкальный продюсер, который понимает, что во главу угла нужно ставить не деньги, а свое отношение к делу, непременно чего-то добьется. Для сравнения – работа над саундтреками в одной английской студии произвела на меня очень серьезное впечатление. Здесь сразу становится понятно, в чьи руки ты попал...
- Что вы имеете в виду?
- Прежде всего, качество звука. У англичан все продумано до мельчайших подробностей. Каждый автомобиль в их фильмах звучит по-своему, а теперь взгляните на то, как это делается у нас. Понимаете, звук должен быть комфортным, и во всем мире он действительно таким и является. Вы ведь все ходите в кинотеатры, и иногда получается так, что после просмотра тех или иных фильмов чувствуете усталость. Так вот этого не должно быть, и то, что вы устаете от фильма, говорит о непрофессионализме звукорежиссера, который работал над картиной. Я вас уверяю - нигде на Западе вы не устанете от фильма, потому что звук там комфортен.
- Возможно, вся проблема в том, что в России просто нет хорошей школы?
- Нет, дело не в этом. Здесь все сводится исключительно к желанию. Для вас ведь открыт весь мир, и зависит все только от того, хотите ли вы этим заниматься, готовы ли самостоятельно чему-то учиться. Проблема самообразования в России вообще стоит очень остро – такое ощущение, что многие люди не понимают, что у них всегда есть возможность двигаться дальше, и останавливаются на уже имеющемся у них объеме знаний.
- А как вы относитесь к такому жанру, как короткометражные фильмы?
- На мой взгляд, это очень странный жанр, в первую очередь потому, что он совершенно конечен. То есть проект рождается и сразу же умирает, то есть, по большому счету, ваш короткометражный фильм не нужен никому, потому что у него нет коммерческой подоплеки. Короткометражку никто не возьмет в свой эфир, ведь это неформатная вещь. Вообще же этот жанр мне интересен, но чего-то действительно стоящего я здесь пока не вижу. Пожалуй, только в каждом пятом короткометражном фильме есть что-то такое, что может действительно заинтересовать.
- Если говорить о коммерческой подоплеке, то как вы относитесь к такой технологии, как product placement?
- Отношусь к этому нормально. Просто не должно быть так, чтобы в вашем фильме на продажу было выставлено абсолютно все, включая душу. Дело в том, что иногда все это реализовано настолько примитивно у неумело, что невольно возникают какие-то негативные ощущения. Поставили бутылку на стол, и радуются. Но ведь все это можно сделать гораздо менее навязчиво, нужно только постараться и включить голову.
- Скажите, а чем бы вам хотелось заниматься в ближайшие полгода-год?
- Только кино. Реклама, шоу-бизнес или что-то подобное мне совершенно неинтересно, я считаю это ненужной суетой и скукой, поэтому и решил убрать из своей жизни. Лично для меня интересна индустрия кино. В ней тоже есть свои проблемы – тем не менее, я хочу этим заниматься.
Продолжение следует...