«Мы ищем креативных людей со свежими идеями»
Каким должен быть арт-менеджер, и с какими проблемами ему приходится сталкиваться в рамках свое профессиональной деятельности? Какие функции он должен выполнять? В чем разница между работой в коммерческих и некоммерческих проектах? Эти и многие другие вопросы обсудили руководители музеев, топ-менеджеры ведущих институций арт-рынка и представители профильных государственных структур в рамках круглого стола «Какие менеджеры нужны культуре?», организованного образовательной программой RMA «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» совместно с Digital October.
В дискуссии приняли участие: Иосиф Бакштейн (комиссар Московской Биеннале Современного Искусства), Екатерина Винникова (исполнительный директор RMA), Илья Вольф (генеральный директор FineArtWay), Сергей Капков (глава Департамента культуры города Москвы), Марина Лошак (арт-директор галереи «Проун»), Елена Пантелеева (директор арт-центра «Винзавод»), Ольга Свиблова (директор Мультимедия Арт Музея), Василий Церетели (исполнительный директор Московского Музея Современного Искусства) и Екатерина Гиршина (директор летней образовательной программы института Стрелки).
Модератором круглого стола выступил известный арт-дилер и куратор образовательной программы «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Николай Палажченко.
Дискуссия началась с обсуждения вопроса актуальности создания образовательной программы для обучения арт-менеджеров. Исполнительный директор компании RMA Катерина Винникова рассказала, как появилась идея курсов: «Наша компания уже более 10 лет занимается подготовкой управленческих кадров в области творческих индустрий. Все началось с музыкальной специализации, когда мы столкнулись с тем, что работать с талантами у нас в стране никто не может. В начале 2000 года мы занимались отбором и подготовкой молодых талантов на базе Гнесинского училища в «Мастерской шоу-бизнеса». Сейчас у нас пять факультетов, связанных с разными сферами креативной экономики. В какой-то момент пришло понимание, что арт-рынок также нуждается в грамотном менеджменте. Наш главный отправной пункт – собрать людей, понимающих рынок и готовых делиться знаниями, которые потом будут этим рынком востребованы, и с этим багажом запускать образовательную программу. Наверное, поэтому мы все сегодня здесь и собрались».
После вступительной части речь пошла о возможностях российского арт-рынка, а также разгорелась горячая дискуссия о преимуществах его коммерческой и некоммерческой составляющих. Иосиф Бакштейн рассказал о том, как зарождалась профессия культурного менеджера, и выступил ярым защитником нонпрофитных проектов: «В 1988 году я делал выставку в Западном Берлине. Тогда нам надо было определиться, кто мы: дилеры или кураторы и осознать себя частью международной художественной сцены... Вся моя деятельность служила цели сделать российскую арт сцену часть международной. У нас до сих пор есть очень острая проблема – художественное образование. Я начал заниматься этим и открыл Институт проблем современного искусства. Я всегда исхожу из объективных потребностей художественной среды, а не из корыстных интересов, и считаю, что любой человек на этом рынке должен иметь абсолютные амбиции».
На вопрос, можно ли верить в арт индустрию как в бизнес ответил Илья Вольф, генеральный директор логистической компании FineArtWay: «Арт-логистика вполне зарекомендовала себя как бизнес. Любой бизнес возникает, когда в нем есть необходимость. В какой-то момент она возникла в галерейном сообществе, потому что услуги крупных логистических компаний стоили дорого, а любители были слишком ненадежны. Мы делали то, что было востребовано, и постепенно разрослись. Конечно, можно делить арт сферу на коммерческую или некоммерческую, но арт-менеджер в этих историях будет один и тот же человек, который хорошо делает свою работу».
Последнее утверждение Ильи вызвало бурные эмоции у участников, рассудить которых взялся Николай Палажченко: «В некоммерческих проектах ответственность выше. Я много раз сталкивался с тем, что люди из коммерческих проектов переходят на высокие позиции в некоммерческие институции. Это всегда challenge... Работа в маленьком заведении ассистентом художника или куратора – важный этап. Самоопределение наступает, когда этот человек становится политической фигурой: когда открывает свою галерею или становится куратором. Но когда его карьера только начинается, хорошо попробовать себя в разных качествах».
Его мысль продолжила Марина Лошак, арт-директор некоммерческой галереи «Проун»: «Я сама человек, который любит работать в некоммерческой сфере. И согласитесь, что у нас сложилось немного брезгливое отношение к коммерческим историям, несмотря на то, что мы знаем много хороших примеров. А будут эти истории хорошими или плохими зависит от арт-менеджеров. И как бы мы не относились к Ларри Гагосяну, но он абсолютно правильно функционирует в своей нише и определяет новую тенденцию, когда профитные организации начинают сотрудничество с нонпрофитными организациями в рамках определенной бизнес модели, потому что это выгодно и создает определенный имидж. Я согласна, что арт-менеджеру очень важно пройти и тот и другой путь. Пройти через коммерческую историю и влиться в нонпрофит – это высокий пилотаж. Это придает человеку объем. Если человек сразу пришел в нонпрофитное учреждение, у него есть преимущество, но ему может не хватать знаний. А вот сказать, где интереснее, невозможно. Хорошо, когда одно перетекает в другое и обогащает третье. Главное быть профессионалом».
Тему подытожило выступление Екатерины Гиршиной, которая не понаслышке знает, каково работать в институции, которая активно использует бизнес модели, оставаясь при этом нонпрофитной организацией: «Я сама поработала в бизнесе, потом ушла в некоммерческий центр, а теперь нашла себе на Стрелке, которая объединяет все лучшее из этих сфер. Стрелка развивается по западной модели, где принято, что бизнес не только то, что приносит деньги, но и то, что приносит пользу. Поэтому мы сначала определяем цели, а потом защищаем их перед коммерческими партнерами, чтобы получить деньги. Главное в нашей модели – найти с партнерами общее содержание. На стыке этого происходят самые интересные проекты. Также в отличие от многих некоммерческих организаций, которые живут долгосрочными проектами, мы более динамичны и готовы отказать от истории, если видим, что она перестает работать».
Вторая часть обсуждений была посвящена вопросам профессиональных качеств арт-менеджера и возможностям для его трудоустройства. У каждого из участников оказались свои требования к будущим коллегам. Акцент на важности бизнес-образования сделал Василий Церетели, который в настоящее время сам является студентом британской бизнес-школы: «Любой компанией, будь то музей или какая-то другая организация, очень важно грамотно управлять. Необходимо уметь построить сильную команду, потому что любой бизнес – это всегда командная игра».
Елена Пантелеева, которая совсем недавно стала директором ЦСИ ВИНЗАВОД, подготовила целый свод правил для тех, кто хочет стать управленцем в культурной сфере: «У меня большой опыт создания проектов с нуля. Поэтому я решила, что люди, которые сегодня пришли сюда, нуждаются в советах. Раньше это было не очевидно, но искусству очень нужны менеджеры и менеджмент. Раньше многие галереи работали по принципу сам себе режиссер. Но это не правильно, поэтому я за четкую систему и хочу, чтобы каждый занимался своим направлением. Хороший арт-менеджер – это стратег, он должен воспринимать проект целостно. Искусство – публичная вещь, надо работать на посетителей. Арт-менеджер – человек мира, которому сейчас отсутствие профильного образование заменяет эффект насмотренности. Если вы приходите на выставку и не понимаете, как она устроена, – вы не менеджер, если вы никого на ней не знаете – вы не в мире искусстве, здесь самое главное это связи. Арт-менеджер – это человек, который имеет тучи разводить руками, потому что в мир искусства состоит из очень эгоцентричных людей. Многие галереи – это маленькие феодальные государства, поэтому задачи арт-менеджера – выстраивать коммуникации внутри арт сообщества. До тех пор, пока галеристы будут говорить: "Рынок – это я", мы будем двигаться в неверном направлении. Правильная установка: "Рынок – это мы". У каждого арт-менеджера должен быть в голове компьютер, чтобы запомнить всех и все. И наконец, любой арт проект – это, в первую очередь, зеркало его создателя».
Своими соображениями по поводу главных задач арт-менеджера поделилась и директор Мультимедия Арт Музея Ольга Свиблова: «Я не люблю слово "менеджер". Сейчас люди, у которых есть деньги, могут делать искусство. Но если вы считаете, что в искусстве есть деньги, то лучше туда не ходить, а просто открыть завод. Деньги делают те, кто понимает человеческую природу. Искусство же надо любить. Поэтому я считаю, что арт-менеджер должен совмещать эти качества, то есть, в первую очередь, любить то, что он делает, и понимать человеческую природу… Менеджер должен быть фанатиком и подвижником, он должен уметь принимать креативные решения и коммуницировать, тут не может быть алгоритмов. Искусство – это экспложен».
Особый интерес участников и аудитории вызвало выступление «менеджера всех менеджеров культуры» Сергея Капкова, который сообщил, что в настоящее время государство является главным работодателем культурных менеджеров: «Исторически сложилось, что у государства есть огромное количество объектов культуры, куда может прийти креативный человек со свежим взглядом и большим количество знаний. Это крайне востребовано. Нам требуются люди, которые готовы работать. Если же говорить о современном искусстве, то его рынок в России пока очень мал … Менеджер и куратор – это разные вещи. Самое главное, не свалиться в искусственность. Надо быть либо менеджером, либо считать себя куратором. Но потребности в менеджерах всегда выше, хотя многим из них мешает отсутствие знаний. Человек может разбираться в искусстве, но быть непрофессионалом. Кроме того многие молодые люди хотят брать проекты и делать их с такими же модными пользователями Facebook, как они. Это не правильно. Надо уметь работать со всеми. Поэтому я бы не взял на работу того, кто делит людей на своих и чужих. Если ты делаешь что-то, то это должно быть для всех».
В завершении дискуссии все участники попытались нарисовать портрет идеального менеджера культуры, которого бы они с удовольствием взяли к себе на работу. Получилось, что такой человек должен быть собранным и сосредоточенным, толерантным, открытым миру и всем окружающим, и конечно, обладать набором знаний в области управления.
Видеозапись круглого стола можно посмотреть на сайте Digital October.