Новости
03 июня 2009

Зашкаливающая креативность

Не так давно мы уже писали о курсе креативных методик в Интернете, о которых рассказывали эксперты рекламного агентства Red Keds. Этот курс в силу своей практической направленности завершился презентацией проектов креативных рекламных кампаний, подготовленных слушателями. И, хотя многие считают способность генерировать креативные идеи «божьей искрой» и чем-то иррациональным, неподдающимся контролю, заметим без ложной скромности, что подготовленные по описанным на лекциях методикам проекты были хороши. То есть творчество вполне допускает и формализованный системный подход.

После окончания курса лекторы из Red Keds пригласили группу И-3 специализации «Менеджмент в сфере интеренет-технологий» посетить фабрику по «выпечке креатива» - офис своей компании в один из рабочих дней. Точнее – рабочих вечеров. Гидом и главным организатором вызвался выступить руководитель отдела интерактивных проектов Василий Лебедев, который, собственно, и читал вместе с Ольгой Жильцовой лекции в Государственном университете управления.

Первое впечатление от офиса: здесь работают на самом деле неординарные, талантливые и позитивно настроенные люди, которым интересно заниматься тем, чем они занимаются и приятно работать в команде, которая сложилась в Red Keds. Второе впечатление: работать они умеют. И для того, чтобы лучше понять, как они «докатились до такой жизни», Василий рассказал об истории создания фирмы.

«В 2005 году Виталий (Виталий Быков, генеральный директор «Red Keds» - прим. RMA) и иллюстратор Валера Гольников сняли комнатушку в Британской школе дизайна. Тогда общий оборот компании составлял около 5000 долларов в месяц. Для сравнения: - теперь он время от времени составляет и миллион. В то время в компании было 5-6 специалистов, и в своем роде это была авантюра. Еще не была занята ниша отечественных флеш-промосайтов. По сути их не было на отечественном рынке в принципе, и Red Keds стали себя позиционировать как студия, которая делает дорогие и качественные Flash-сайты, с очень высоким уровнем дизайна. В 2007 году студия перепозиционировалась как креативное агентство. Мы поняли простую истину: намного интересней придумывать идеи. Причем идеи не только для сайтов, но и для любых медиа-носителей.

Нашей жесткой политикой всегда было то, что мы не экономим на специалистах. Мы всегда искали самых лучших. Поэтому многие обижались, что мы не берем их к нам в студию. Но бизнес есть бизнес. И так уж получилось, что тот коллектив, который сейчас у нас есть, это результат такого стечения обстоятельств, когда все сходятся в одной точке и получается производить хороший, качественный продукт». «Теперь немного об организации и о том, как устроена работа внутри компании», - Василий переходит к рассказу о структуре агентства. – «У нас есть руководители направлений. Также у нас есть директор клиентского сервиса, который занимается всем отделом менеджеров. Наши менеджеры занимаются общением с клиентами, подготовкой сметы и, соответственно, коммуникацией с руководителем проекта. Руководитель проекта (или продюсер) - это человек, который организует работу над проектом внутри компании. Мы предпочитаем, чтобы продюсер не общался с клиентами. Он общается с клиентом только на этапе инициации и при завершении проекта. Все общение, все конфронтации с клиентом – работа менеджера. Менеджер не лезет в работу производственников и творческих специалистов. Его задачи – административные функции. Таким образом, мы экономим нервы как менеджера, так и продюсера, и у нас получается правильная коммуникация между творческими и административными специалистами. Работа над проектом у нас делится на два этапа: предпроектная подготовка и реализация. В среднем креативная концепция у нас стоит 5000 евро и разрабатывается приблизительно две недели. Мы готовим презентацию, с исследованиями, рабочими гипотезами, формализованными креативными идеями, скетчами, раскадровками, сценариями – всем, чем нужно для каждого конкретно взятого проекта. И уже после всего этого мы начинаем реализацию.

Многие транснациональные компании объявляют тендер на ведение своих рекламных кампаний. Иногда с достаточно высоким годовым бюджетом. Для этого делается следующее: предложение рассылается нескольким рекламным компаниям, которые начинают за свой счет придумывать концепции (эти концепции все равно в итоге становятся частью сметы). Сами компании, проводящие тендер, не могут использовать предложенные концепции, если не купили их. Конечно, некоторые компании берут креативную концепцию, немного ее видоизменяют и воплощают, не сообщая об этом рекламному агентству, придумавшему ее - но это уже другой вопрос. У нас были похожие ситуации: и дизайн воровали, и идею».

После этого Василий Лебедев пригласил рассказать о своем «боевом творческом пути» несколько своих коллег. Первым – копирайтера агентства Илью Петрова, прошедшего путь от математика и программиста до креатора. Илья приехал из Ижевска. «Город наш знаменит тем, что в нем живет Калашников, делают автоматы и автомобили ИЖ, у нас есть чемпион мира по шашкам и мы столица электронной музыки в России», - дал он четкое описание (практически для учебника географии) городу. – «Хотя последний факт более распространен в Ижевске, а остальные города, почему-то, не разделяют нашего мнения. Когда я был маленьким, я был математиком. Но мне это наскучило. И в какой-то момент у меня появился компьютер. После этого мой интерес к компьютерам рос с той же скоростью, с какой убывал мой интерес к математике. Я начал работать программистом, а потом ушел в рекламу и вскоре стал креативным директором. Самым великим творческим достижением считаю модификацию Тетриса. Мой слоган: «Что такое успех? Это обязательно мечта, обязательно удача, немного магии и чертовская куча работы». Нужно представлять, куда ты идешь, быть немного везучим и пахать, пахать, пахать». Настроившись на философский лад, Илья продолжил: «Вообще, я считаю, что главное для человека быть счастливым самому. Когда человек счастлив, он может нести счастье и добро в окружающий мир».

И в качестве бонуса заслуженный креатор агентства «Red Keds» и оптимизатор Тетриса дал краткий курс копирайтинга: «5-минутный курс копирайтинга для тех, кто не умеет писать. Заметьте, себя я позиционирую как не пишущий человек. В креативном процессе человек проходит несколько ролей, и важно научиться эти роли выполнять хорошо вместе и по отдельности. Первая роль – исследователь. Не беритесь за работу, пока хорошо не исследуете тему. Креатив – это новые связи между существующими объектами. И перед тем как строить эти новые связи, вам нужно набрать сведения об объектах, между которыми связи будут строиться. После того, как вы вникли в тему, начинает работать художник. Это чистая генерация идей. Художник отвечает за то, чтобы придумывать какие-то новые образы, складывать их из уже существующих. Когда идея готова, вы становитесь судьей. Судья оценивает то, что придумывает художник. Важно разделять эти два этапа, потому что когда вы придумываете и тут же оцениваете, ничего обычно не получается. Потому что судья начинает брать на себя слишком критическую роль и давит на художника. И на последнем этапе вам нужно стать воином и защищать свою идею. Потому что идеи не выживают, если вы не умеете ее отстаивать и продавать. По-моему, в современной России, вообще, платят не за сами идеи, а за умение их продать и сказать, что ваша идея хорошая».

Продолжил рассказ о Red Keds руководитель интерактивных проектов Илья Рыжков: «Я работаю в Red Keds полтора года. Сейчас я руководитель интерактивных проектов. Наверное, с малых лет меня всегда привлекала графика, иллюстрации, рисование и с какого-то времени я стал заниматься компьютерной графикой и программированием. Стал делать Flash-сайты в Интернете и пробовать себя в качестве веб-дизайнера. На первом курсе у меня был первый коммерческий проект: сайт Димы Билана, ставший в итоге достаточно популярным». Факт про создание сайта Билана стал откровением и для коллег Ильи.

«Я ненавижу свою работу – это тяжкий труд, даже не труд, а рабство», - заявил в начале своей презентации популярный в Рунете иллюстратор Дмитрий Максимов. – «Начинал я с обоев: расписывал их в три года. В школе срисовал все доступные комиксы, занимался стенгазетами и рисовал татуировки на последних партах. Кстати, пытался в эти татуировки вписывать шпаргалки. Сейчас понял, что есть разница между художником и иллюстратором. Разница в том, что художник рисует тогда, когда ему нравится. Когда идет настроение, когда у него вдохновение. А иллюстратор – раб, который должен сделать так, как ему сказали. И, часто, в сжатые сроки».

Завершающим аккордом стало выступление коренной ленинградки и дочери оперных певцов Ольги Жильцовой - стратегического директора компании, несомненно, перещеголявшей всех тем огромным количеством занятий, в которых она пробовала свои силы, начиная с 12 лет (по ее словам, с этого возраста она работала, не прерываясь ни на день). Причем эти занятия совершенно из разных сфер: снегурочка для детей из интернатов и мест лишения свободы; бэк-вокалистка в джаз-клубе; модель; секретарь-референт; гид-переводчик; официантка (до сих пор относится с большим уважением к людям этой профессии и не устраивает скандалов, если ей приносят холодный кофе); журналист; биржевой брокер; руководитель интернет-проектов; PR-менеджер и PR-директор...

Кажется, перечислить все просто невозможно. Главное, что при этом Ольга еще и хорошая мать, которая вместе со своим сыном является поклонником Винни-Пуха. Каждая из перечисленных профессий, по ее словам, давала Ольге что-то уникальное, учила чему-то, делала ее сильнее.

«Я адепт того мнения, что никакое образование не заменит практический опыт. Реально происходит только то, что мы делаем сами, что мы реализуем. И все те идеи, которые приходят к нам, мы черпаем из космоса. Но для того чтобы настроить себя как приемник на какую-то волну, ты должен быть к этому готов. Иначе восприятие происходит шоковым образом, и ты рискуешь потерять многое из этого потока. Поэтому я постоянно чем-то интересуюсь. Например, некоторое время назад меня интересовала кибернетика, сейчас читаю много по философии. Важно уметь выбрать направление движения. Все, чем я занимаюсь и занималась – все это можно использовать. Мозг, конечно, перегревается и что-то забывается. Но при этом я знаю, что я буду делать в следующем году, и что я буду делать то, что мне интересно. Такой подход очень затратный, ведь когда ты приходишь в какую-то новую область, ты работаешь с самых нижних ступеней. Я призываю вас не зацикливаться на одном направлении деятельности, искать вдохновение и заниматься чем-то новым. Бонусом идет то, что если перерабатывать такие колоссальные объемы информации, то в тот момент, когда тебе будет нужно экстренное решение, оно само осенит тебя».

Завершить рассказ о действительно креативном агентстве Red Keds хочется также словами Ольги Жильцевой: «Для меня важно работать в том коллективе, который я уважаю. С Кедами нам повезло. У нас все такие уникальные, что мне всегда есть с кем поговорить, у кого поучиться».


Материалы по теме:

* Мы в Кедах (фотогалерея)
* Red Keds: «Хорошие идеи позволяют экономить деньги»

Все новости >