Новости
11 июня 2009

Избегая банальных событий

Клипмейкер Семен Горов, хорошо известный по работе с группой «ВИА Гра», Филиппом Киркоровым, Валерием Меладзе, Софией Ротару, Николем Басковым и другими популярными артистами, провел мастер-класс для слушателей специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии» Государственного университета управления. Гуру в области создания эффектных видеодорожек рассказал о том, каких ошибок стоит избегать в этой работе, и прямо во время мастер-класса вместе со слушателями составил сценарий для клипа.

Любое событие, которое происходит в повседневной жизни человека, может кардинально изменить его жизнь, может оставить какой-то заметный след в истории. Вся жизнь состоит из событий: какие-то из них важны, а какие-то – не очень. Но главная идея здесь заключается в том, что абсолютно любое событие можно поместить в рамки какого-то сценария.

«Ваш обычный день начинается со звонка будильника - когда вы просыпаетесь утром, он звенит. Вы встаете, делаете себе яичницу, едете на работу или на учебу... Одним словом – приступаете к своей повседневной деятельности. Но все началось со звонка будильника, то есть это тоже событие, которое меняет нашу жизнь», - говорит Семен Горов и обращается к слушателям:

- Давайте вместе придумаем сценарий, в котором бы были эти события. Прозвенел будильник, молодой человек проснулся, надел тапочки, халат, подошел к окну и...

- Споткнулся, - доносится реплика, возможно, будущей звезды клипмейкерского цеха, а пока – слушателя специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии».

- Споткнулся и что? Ударился, разбил лоб?

- Включил телевизор, а там какое-то событие... Например, отключили горячую воду.

- Здесь стоит отметить один важный момент. Если мы не снимаем комедию положений или дурацкую бытовую комедию, то лучше избегать вещей вроде того, что герой поскользнулся на кожуре банана, намылился или закончилась горячая вода. Все это читали и видели миллион раз. Я предлагаю избегать банальных событий, которые уже были в мировой литературе и в мировом кинематографе. Мне понравилось такое развитие: включил телевизор и увидел... Это ведь, возможно, поменяло планы человека не только на сегодняшний день, но и на всю жизнь.

- Пусть это будет светская хроника, - предлагают Горову. – И главный герой видит свою девушку с каким-нибудь бизнесменом.

- Давайте на этом остановимся. Герой видит свою девушку в компании с олигархом. Что он дальше делает? Он ревнует. Он в шоке. Не знает, звонить ли ей, ехать ли сейчас к ней. Думает над тем, чтобы бросаться с балкона...

Между двумя ключевыми событиями сюжета – звонком будильника и сценой, которую главный герой увидел по телевизору – должно что-то происходить. Слушатели начинают предлагать свои варианты, а Семен моментально придумает развитие ситуации. В этот момент аудитория начинает походить на мыслительную атомную бомбу – остановить всех, кто участвует в процессе, уже невозможно. «Герой ходит голым по балкону и видит в окне напротив, что симпатичная соседка поливает цветы», «захлопывается дверь на балкон», «У героя подгорает яичница - он стоит на балконе, а за его спиной горит яичница», - количество вариантов развития ситуации не ограничивается ничем, кроме фантазии людей, которые работают над сюжетом.

- Это всего лишь бытовые мелкие проблемы, - вмешивается Горов. - Нам нужно событие, которое изменит стремления главного героя. Давайте так: наш герой выходит на улицу и тут...

- Его сбивает его машина.

- Это конец клипа? Тогда да, это действительно событие! Герой выходит на улицу, и тут его сбивает машина - это событие. Чудесно!

Вообще же, если отвлечься и подумать чуть глобальнее, чем позволяют рамки видеоклипа, то станет понятно – чем больше событий происходит, тем насыщеннее и интереснее становится сюжет. Событием может быть все, что угодно – даже то, что какое-то ожидаемое событие не произошло. Как правило, в сериалах, то есть в жанре более продолжительном, чем клип, едва ли не самое ключевое событие происходит ближе к концу серии. Сначала все идет размеренно – зритель видит красивую картинку, и тут неожиданно происходит то, что полностью меняет все происходившее ранее. В этот момент серия, как правило, заканчивается. То есть событие в данном случае провоцирует зрителя включить телевизор на следующий день в это же время и посмотреть следующую серию сериала.

«В нашей жизни происходит много событий, и нужно стремиться сделать так, чтобы эти события не были бытовыми, каждодневными, пошлыми или банальными. Это должны быть события, которые действительно могут перевернуть вашу жизнь», - объясняет Семен Горов. – «Я не предлагаю сейчас переворачивать столы или перекрашивать волосы – хотя, в принципе, почему бы и нет? Я имею в виду то, что всегда наступает момент, когда ты что-то хочешь изменить в своей жизни».

К слову, изначально Семен планировал поступить на физико-математический факультет университета, и практически уже входил в соответствующую аудиторию, но тут внутри что-то подсказало ему, что затем об этом решении придется жалеть всю жизнь. Горов развернулся и пошел в здание театрального института, абсолютно неподготовленным и поступил туда. В театральном институте он изучал кино и телевидение, и вот на третьем курсе все стало так скучно и неинтересно, что Семену пришлось развернуться и поступить на факультет театрального искусства. Проучился он там несколько лет, как вдруг начал снимать видеоклипы, хотя изначально занимался театром. И вот, когда он начал снимать клипы и работать на телевидении, проснувшись одним воскресным утром, вдруг очень захотел принять участие в театральной постановке. Взял с полки одну из любимых пьес, прочел ее еще раз, в понедельник пошел в театр, договорился о постановке и начал работать в театре...

«К чему я обо всем этом рассказываю? Дело в том, что наша жизнь – это цепь событий, которые мы определяем сами. Так вот чем чаще будут происходить эти события, тем интереснее и полнее будет наша жизнь. По крайней мере, мне так кажется», - подытожил Семен Горов.

Материалы по теме:

    * Семен Горов открыл секреты клипов для «Евровидения» (фотогалерея)

Все новости >