Новости
Выбор факультета
29 мая 2012

Концепция «Антикафе»

В Москве один за другим открываются заведения, где гости оплачивают не блюда и напитки, а проведенное время, при этом чай и легкие закуски предлагаются бесплатно в неограниченном количестве. По сути каждый посетитель арендует у заведения стол, стул или диван и проводит время так, как ему хочется. В специфике нового столичного формата решил разобраться журнал «FoodService».  

Заведения с поминутной оплатой проведенного времени, в которых отсутствует полноценное предложение по еде, начали открываться в Москве в конце 2011 г. Эта схема расчета с гостями была придумана создателями концепции «Циферблат» и вскоре подхвачена другими предпринимателями, решившими открыть похожие места. Сейчас услугу «плати за минуту» предлагают в клубах «У Шляпника», Local Time, Friend’s Club и в «антикафе» «Бабочки».

Их владельцы уверяют, что идея витала в воздухе: молодежи с невысоким доходом нужно где-то проводить время, и вариант потратить столько, сколько сможешь, получив при этом уютную атмосферу и общение в кругу единомышленников, был на ура воспринят школьниками, студентами и «молодыми взрослыми». «Общепит обязывает человека прий¬ти и поесть, фактически тебя принуждают пить кофе, заказывать суши, – говорит Павел Мельников, директор по развитию «антикафе» «Бабочки». – Присаживаясь за столик в кафе и заказывая одну чашку кофе на пару часов, ты обрекаешь себя на косые взгляды официантов. В «антикафе» можно находиться сколько угодно и с одной чашкой кофе, и без нее».

По словам совладельца клуба Local Time Дмитрия Рогулина, рестораны не подходят большим компаниям, которые хотят во что-то поиграть и при этом не готовы делать заказ, да и в целом разместить 30–50 человек, которые закажут только чай, в обычных ресторанах довольно непросто. Конечно, отказ от полноценного предложения по кухне и бару – это не только попытка создать удобный для молодежи формат. Чтобы организовать производство и обслуживание питанием, нужно получать всевозможные разрешения, закупать оборудование, набирать профессиональную команду.

Это гораздо сложнее, чем просто арендовать помещение, закупить мебель, чайники, кофеварку и нехитрую посуду в «Икее». К тому же такие заведения позиционируют себя как социальный проект, посещение которого доступно каждому. «Если мы начнем заниматься продажей готовых блюд, чая или кофе, то предложим стандартный ресторанный подход, когда за счет чашки кофе заведение общепита пытается покрыть другие свои затраты, – говорит владелец «антикафе» «Бабочки» Михаил Мулин. – Например, американо в столичных кафе стоит в среднем около 165 руб. Мы даем чай, кофе, десерты бесплатно и без ограничений и получаем за это 120 руб. в час».

Поводы для посещения заведений нового формата разнообразны: сюда приходят поболтать с друзьями, посидеть в интернете, поиграть в настольные игры, почитать, провести тренинг или мастер-класс, поиграть на гитаре, потанцевать. Репетиторы проводят здесь занятия с учениками, а начинающие предприниматели – деловые встречи. Запрет на алкоголь и курение привлекает в «социальные пространства» сторонников здорового образа жизни.

Возможность приносить еду с собой делает эти заведения привлекательными для проведения бюджетных детских и взрослых праздников. Люди творческих профессий и удаленные сотрудники начали использовать места с поминутной оплатой в качестве офиса, где есть стул, стол, бесплатный интернет, оргтехника. В результате новые заведения стали конкурировать не только с кофейнями и кафе, но и с коворкинг-центрами – офисами, в которых можно арендовать оборудованное рабочее место с беспроводным интернетом или переговорную комнату на какой угодно срок, от нескольких часов до нескольких месяцев.

Сегодня в Москве работает порядка десяти коворкинг-центров, как правило, они расположены в бизнес-центрах, на территории бывших заводов или складов. Аренда рабочего места здесь обойдется дороже, чем в заведении с поминутной оплатой. Например, один час в бизнес-центре Matrixoffice на Шаболовке стоит 200 руб. (тарифный план «все включено»), а в заведениях, где платят поминутно, – от 60 руб. (из расчета 1 руб. – минута) до 120 руб. (если тариф – 2 руб. за минуту). При этом в заведении с поминутной оплатой есть бесплатный Wi-Fi, в некоторых – ноутбуки и компьютеры.

Читать дальше…

Все новости >