«Если кому –то не нравится Путин, это не значит, что мне нужно бить морду»
Британские критики без восторга встречают российских рестораторов в Лондоне: обструкции подверглись и Ginza Project со своей MarIvanna, и Аркадий Новиков с одноименным заведением. Корреспондент РБК Daily Денис Пузырев встретился с Аркадием Новиковым и попытался понять, чем русские рестораны не угодили британским гурманам, почему бизнесмен поддерживает Владимира Путина, но не рвется на кремлевские банкеты, и за что он любит гамбургеры, пончики и fish and chips. Предлагаем это интервью вашему вниманию.
«Я вскормил все классы»
События в стране развиваются таким образом, что часть завсегдатаев ваших заведений оказалась на Болотной площади. В то же время вы были доверенным лицом Владимира Путина на выборах. То есть вы и ваши клиенты встали по разные стороны баррикад. Нет ли в этом чего-то противоестественного, может быть, каких-то дополнительных рисков для бизнеса?
Для меня нет. Моя основная работа — кормить людей. Кому я доверяю или не доверяю — это мое личное дело. Политические события, конечно, касаются всей страны, но кого поддерживать — это тоже мое личное дело. Есть мои друзья, с которыми я спорю по поводу нашей политической системы, причем у нас достаточно серьезные споры. Но при этом они остаются моими друзьями. Я прекрасно общаюсь со своими главными конкурентами на рынке. То, что мы конкурируем, не означает, что я теперь должен из-за этого их ненавидеть, ругаться или не здороваться при встрече. То же самое, так и тут. Почему я не имею права думать так, как я думаю? Если кому-то не нравится Путин, это не значит, что надо прийти и бить мне морду сразу. Или не приходить в мой ресторан.
Вы согласны с утверждением, что вы были в числе тех, кто вскормил в прямом и переносном смысле тот самый креативный класс, который сейчас вышел на политическую авансцену?
Да, наверно. Я вскормил разные классы, к радости и сожалению. Я вскормил все классы, какие есть, я начал кормить. А сейчас другие рестораторы продолжают это делать. Достаточно успешно.
Завсегдатай вашего лондонского ресторана Евгений Чичваркин, комментируя разгромную статью ресторанного критика в Guardian по поводу открытия вашего заведения Novikov, выразил мнение, что оценка журналиста была основана на политике...
Думаю, что так и есть. В этой заметке политика перемешалась с нелюбовью к России, с ненавистью к русским. Там не только политика. Есть разные люди. Есть злые, добрые, есть агрессивные, спокойные, прагматичные, энергичные. У этого человека, я его фотографии видел, такое лицо... не очень довольное. Возможно, это его общее восприятие жизни.
Думаете, что у этого ресторанного критика есть какие-то личные претензии к России?
Такое ощущение, как будто я жену у него увел. Человек столько гадостей написал про меня, про ресторан и про русских. Причем про сам ресторан в статье было совсем немного. Для него ресторан Novikov стал входной дверью к ненависти в сторону русских, в сторону России. Любопытно, что эта статья лично для меня дала позитивный результат. Заметка вышла в воскресенье, и всю неделю у нас было ровно в два раза больше гостей, чем в обычные дни.
Кстати, вы считали, какой процент гостей вашего лондонского ресторана составляют наши соотечественники?
Считал — 2 процента русских. Когда я создавал этот ресторан, мне было интересно сделать его не для русских в Лондоне, а проверить, насколько я, как ресторатор, способен сделать успешный бизнес за границей, кормить западных людей. И я его сделал, я очень доволен. У нас проходит огромное количество людей. К нам стоит очередь в четверг, пятницу и субботу.
Но вы все-таки ощущаете негатив по отношению к России со стороны Англии? Была ли эта заметка частным случаем?
Думаю, что это был частный случай. Была еще статья одна не очень позитивная, а остальные рецензии были достаточно хорошие. На самом деле я не думаю, что я сделал прямо идеальный ресторан, который все должны только расхваливать. На вкус и цвет товарищей нет. И потом еще, для Лондона у нас ресторан очень большой. Изначально достаточно сложно было его запустить так, чтобы он работал идеально-идеально. Но мы неплохо работаем, показатели у нас очень хорошие. Ни один ресторан в Москве ни у меня, ни у моих партнеров не работает по обороту так, как работает ресторан в Лондоне.
А по рентабельности?
Рентабельность у нас приблизительно 15—18 прцентов . Это неплохо для Лондона. Думаю, что мы, может быть, даже до 20 процентов дойдем.