Новости
Выбор факультета
30 июня 2009

Яндекс.Выезд

Переполненные игрушками рабочие столы, предупреждающие надписи на стенах, красная грелка и разговоры о целевой аудитории - в пятницу 26 июля слушатели специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Государственного университета управления посетили офис «Яндекса», где встретились с главным редактором компании Еленой Колмановской.

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро. Не глуп и тот, кто ходит в гости днем и вечером, да и тот, кто вообще ходит в гости, ведь чтобы кого-то понять, нужно увидеть его в домашних условиях. Этому правилу привыкла следовать и инновационно-образовательная компания RMA - слушатели специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий» частенько наведываются (конечно, по любезному приглашению хозяев) в офисы различных интернет-компаний: UsabilityLab, «Озон», RedKeds... На этот раз пришла очередь крупнейшего игрока Рунета, чье имя для многих россиян является синонимом самого интернета – компании «Яндекс». 

Проводником и гидом для слушателей специализации выступила главный редактор «Яндекса» Елена Колмановская, которая для начала провела обзорную экскурсию по офису на Самокатной – основной штаб-квартире компании – параллельно делясь множеством интересных фактов о структуре, истории, быте и повседневной работе различных подразделений «Яндекса». Например, еженедельно из «Яндекса» вывозятся три «Газели» с текущей документацией, а несколько сотрудников заняты исключительно тем, что просто проставляют печати на бухгалтерских документах. Или о том, что сразу три кейтеринговые компании обеспечивают доставку обедов – в «Яндексе» принято считать, что здоровая конкуренция есть непременное условие для здорового питания. Не обходится в компании и без пищи духовной: раз в месяц сотрудники имеют возможность устроить выставку своих фотографий, в ходе которой проводится бесплатная лотерея, в рамках которой эти фотографии разыгрываются. Надо заметить, что интересно и само здание, по которому была организована экскурсия – дом был построен в начале XIX века и принадлежал «его сиятельству действительному тайному советнику, действительному камергеру и разных орденов кавалеру графу Алексею Кирилловичу Разумовскому». 

«Яндекс – это такое слово русского языка, которое уже нормально в русском языке существует, спрягается и, не знаю как для вас, но для большого количества людей, когда они пришли в интернет, «Яндекс» там уже был всегда», - рассказывает Елена Колмановская. – «Придумали слово «яндекс» в 1993 году Аркадий Волож, наш генеральный директор, и Илья Сегалович, наш директор по технологиям и автор первого кода поиска. Собственно Илья в 1993 году написал поисковый алгоритм, и надо было назвать как-то exe-файл, а назвать его просто «search» было неинтересно. В результате он потратил какое-то время на выписывание на бумаге разных производных слов от «search» и «index», потому что файл индексировал для дальнейшего поиска. Естественно, все это он делал на латинице. Варианты от «search» звучали плохо, а вот варианты от «index» он показал Воложу. Воложу понравилось слово «яндекс», потому что в нем он увидел подчеркнутую букву «я» – поиск именно для русского языка. В 1996 году это слово произнесли впервые публично на выставке NetCom. Тогда это был Яndex.Site - поиск по сайту и Яndex.Dict - расширение к поиску по вебу, потому что на тот момент существовала только одна поисковая система, способная искать на кириллице - AltaVista, но она, конечно, не понимала склонений и спряжений». 

После краткого экскурса в историю происхождения «Яндекса» речь зашла о развитии компьютерной лингвистики русского языка. «Вся компьютерная лингвистика в России основана на фундаментальных работах академика Андрея Анатольевича Зализняка. Примерно в 60-х годах он опубликовал труд «Обратный словарь русского языка», который кроме лингвистов очень любят и поэты, потому что слова в нем отсортированы от конца к началу, соответственно легко искать рифмы. Цель была, конечно, не в публикации словаря, а в создании некой языковой классификации. То есть Зализняк сделал некую типизацию русского языка, и все известные нам алгоритмы компьютерной лингвистики основаны на этих идеях. Естественно, словарь не пополняется, потому что автор описал существующий язык – то, что появляются новые слова, его уже особо не волнует. К счастью, новые слова, которые появляются, ведут себя по правилам русского языка, в отличие от старых слов, например, «идти – шел», множественное число от слова «ребенок» – «дети». Новые себе такого не позволяют, поэтому появляется возможность морфологически разбирать все слова, а не только включенные в словарь. Этот алгоритм построения гипотез словоизменения впервый был применен Ильей Сегаловичем в программе «Библейский компьютерный справочник»». 

От истории лингвистики главный редактор «Яндекса» перешла к рассказу об истории компании, подробно рассказав обо всех этапах ее развития: с момента основания до сегодняшнего дня, подчеркнув при этом, что главным приоритетом для «Яндекса» всегда было мнение пользователей.

«Про человека, который не знает, чего хочет, в России говорят «без царя в голове». У «Яндекса», безусловно, такой царь есть. Этот царь – пользователь», - отмечает Елена Колмановская. – «В первый момент это вызывает у рекламщиков некоторых шок, ведь деньги-то несут клиенты. Но при этом нужно понимать, что если у нас не будет пользователей, то и клиенты к нам не придут. Поэтому у нас такая позиция, что мы не делаем сервисы, исходя из того, сколько мы на них заработаем. Мы делаем сервисы исходя из того, сколько народу на них придет. Будут люди – найдется способ их монетизировать». 

Ориентация «Яндекса» на пользователя прослеживается и в отношениях с оптимизаторами. «Что касается «борьбы с оптимизаторами», то ее нет. Нас оптимизаторы не волнуют вовсе, как не волнуют, например, любители кошек и собак. Мы боремся за релевантность результатов поиска. Понятно, что идеальный случай оптимизации – быть не отличимым от хорошего сайта. Есть тысячи сайтов кондиционеров, и если один написан немного аккуратнее других и стал из-за этого выше в поиске, ну, значит, он и стал выше. Если же мы видим, что масса усилий потрачена не на людей, а только на поднятие сайта наверх, то у нас есть серьезные сомнения в его релевантности. Ну а если у него плохая релевантность, то люди получили плохой ответ и недовольны нами». 

Глядя на «Яндекс», возникает вполне логичный вопрос: «Каким образом компания смогла стать настолько успешной?». 

«Наша сила в наших сотрудниках» - по секрету рассказала Елена Колмановская. – «Мы себе придумали аллегорию – мы поселок первопроходцев. То есть существует какая-то новая территория интернета, которая все осваивается и осваивается, и конца этому не видно – размеры планеты неизвестны. В поселке у всех разные специальности: есть и лесорубы, и повара, но все заняты одним – освоением новых земель. Каких людей мы ищем и берем в свой поселок? В общие требования работы в «Яндексе» обязательно входит умение работать в команде и чувство юмора. Это обязательно и для программистов, и для маркетологов, и для всех остальных». 
Все новости >