Новости
10 июля 2009

«Не нужно пытаться сделать клиента счастливым принудительно»

Сайт создать просто: открывай Notepad и начинай ваять. Красивый сайт с большой красной надписью «Hello, world!» на белом фоне. К сожалению, по независящим от вас причинам, сайт этот вряд ли привлечет пару тысяч хитов в день. Для чего-то более продвинутого, полезного и интересного человечеству и, соответственно, более выгодного вам, надежный Notepad уже не будет особо эффективным.

Для создания же и поддержки по-настоящему крупных интернет-ресурсов уже не обойтись без CMS (Сontent Management System) – систем управления сайтом, коих сейчас представлено на рынке великое множество. Рассказу об особенностях применения различных инструментов для создания сайтов и обсуждению пакетных CMS была посвящена лекция генерального директора компании «Юмисофт» Сергея Котырева для слушателей специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Государственного университета управления.

Каждый человек, принимающий решение о создании собственного сайта, в первую очередь должен определиться с выбором наиболее подходящего инструмента. Для начала Сергей перечислил доступные варианты за исключением ручной верстки каждой страницы сайта:

    *
      Собственные CMS разработчиков сайтов
    *
      Коробочные версии CMS
    *
      CMF (content management framework) - каркасные системы для управления контентом

«Выбор может быть рациональным, но иногда существуют различные «религиозные» вопросы, когда при выборе инструментов играют роль причины, не поддающиеся объяснению», - рассуждает Сергей. – «Самую большую часть на рынке занимают коробочные CMS, при этом самые известные на рынке CMS являются также и CMF».

Конечно, зачастую потенциальным сайтовладельцам хочется чего-нибудь особенного, разработанного исключительно для них. Вариантом подобного эксклюзивного решения являются студийные CMS, которые, как предполагается, разрабатываются компанией-разработчиком под конкретного клиента. Сергей Котырев рассказал об аргументах, которые обычно приводятся веб-студиями, предлагающими такие решения. «Современные CMS должного качества – это 10-15 человеко-лет работы, поэтому вряд ли такая система будет разрабатываться при среднем финансировании», - говорит он. – «Однако зачастую разработчик использует ранее разработанную CMS, заявляя при этом клиентам, что она была сделана специально для них. Еще один довод в пользу собственной CMS, который используют разработчики – надежность: они считают, что смогут сопровождать систему вечно, поскольку сами написали ее. Впрочем, уход хотя бы одного ключевого программиста перечеркивает этот аргумент, поэтому сейчас все большое клиентов переходят на коробочные версии».

На рынке CMS достаточно распространены и продукты с открытым кодом (Open Source), при этом в подходах к таким продуктам на Западе и в России существует разница. «На Западе Open Source – это бизнес», - заметил Сергей Котырев. - «У нас же Open Source – это религия (я знаю только одну компанию на российском рынке, которая делает на этом деньги). Любой клиент хочет гарантий – в случае с коммерческим программным обеспечением эти гарантии дает разработчик, а Open Source таких гарантий не дает - их дают консультанты-внедренцы. Вот и вся разница. В ОS-community появляются настоящие звезды программирования. Иногда мегапрофи появляются там уже в 14 лет. Например, наш системный архитектор написал свою первую программу еще в 5 лет. Эти гении появляются в Open Source, но затем постепенно переходят в крупные софтверные компании, а их гениальные задумки попадают в коммерческое программное обеспечение».

По мнению гендиректора «Юмисофт», настоящее и будущее рынка сайтостроительства – за коммерческими пакетными CMS. В подтверждение справедливости своей точки зрения он привел аргументы в пользу их использования как для конечного клиента, так и для разработчиков.

Аргументы для конечного клиента:

   1.
      Независимость от поставщика. Если вы уйдете от одного, то без проблем сможете перейти к другому.
   2.
      Специализация. Разработчик занимается только этим продуктом и является в нем профессионалом.
   3.
      Ответственность. Автор продукта несет за него ответственность.

Аргументы для разработчика в пользу коробочных версий:

   1.
      Платный продукт – за деньги создатель CMS предоставляет гарантии.
   2.
      Наличие кадров для разработки – найти программиста для распространенной коробочной версии CMS несложно.
   3.
      Быстрое и выгодное внедрение.
   4.
      Новый канал для привлечения клиентов.
   5.
      Партнерские программы.

Во второй части лекции Сергей Котырев провел демонстрацию CMS, разработанную и распространяемую компанией «Юмисофт» - UMI.CMS. Чем отличается UMI.CMS от других подобных продуктов? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выделить критерии, по которым проводится сравнение.

    *
      Требовательность к хостингу
    *
      Скорость работы
    *
      Популярность
    *
      Функциональность
    *
      Юзабилипти
    *
      Гарантии (юридические и технологические)
    *
      Партнерские программы

«Мы поставили себе задачу быть первыми по всем этим критериям», - говорит Сергей. – «Сложность же заключается в том, что, как вы можете заметить, многие критерии противоречат друг другу. Например, повышение функциональности приводит к снижению скорости работы, поэтому приходится искать компромиссы. Конечно, если бы продукт был нишевым, а не универсальным, то было бы проще пожертвовать одним качеством в пользу другого».

Бытует мнение об излишней требовательности некоторых CMS к ресурсам при хостинге. Генеральный директор «Юмисофт» заверил, что для UMI.CMS эта проблема не актуальна. «Наша система нормально функционирует практически на всех тарифах, начиная с 10 долларовых», - говорит он. - «При этом, по данным хостинг-центра РБК, показатели скорости работы UMI.CMS лучшие среди всех других аналогичных русскоязычных коммерческих продуктов. Это вывод мы подтвердили путем тестирования еще на двух хостинг-площадках».

Одним из важнейших приоритетов для компании «Юмисофт» Сергей Котырев считает создание благоприятного имиджа продукта у конечных пользователей. «Сейчас мы сильно вкладываемся в продвижение бренда среди конечных пользователей», - рассказывает он. – «Разработчикам мы уже известны. В это же время среди конечных клиентов мы не так хорошо известны, как, скажем, «1С», поскольку у нас еще нет таких возможностей для PR. Впрочем, я уверен, что со временем такие возможности появятся. Уже сейчас у нас есть 400 партнеров по всей России. Безусловно, партнеры эти разные, и здесь действует правило Парето: 20 процентов партнеров делают 80 процентов наших продаж».

Сергей Котырев также признался, что не является профессиональным разработчиком программного обеспечения. Однако, как он считает, это даже помогает ему концентрироваться не на процессе разработки, а на потребностях конечных пользователей, быть ориентированным именно на результат. Возможно, поэтому одним из решающих критериев для оценки этого результата для UMI.CMS Сергей относит юзабилити продукта. «Юзабилити – это даже не простота, это экономия. Оно экономит средства и приносит деньги. Кроме того, нужно понимать, что CMS существует не для разработчиков, а для людей».

Очень важным глава «Юмисофт» считает и поддержку пользователей уже после продажи продукта. «Мы имеем самое большое число сотрудников саппорта в пересчете на общую численность сотрудников», - подчеркнул он. – «И на две трети всех вопросов мы были бы не должны отвечать вовсе, потому что эти вопросы не связаны с нашей системой. Тем не менее, мы заявляем, что любую проблему наших клиентов будем решать как свою собственную».

«Вообще же в решении всевозможных вопросов я, как правило, всегда придерживаюсь либеральной позиции», - заметил Сергей Котырев в завершении лекции. – «Если человек осознано выбрал самое дешевое решение – так ему и надо. Не нужно пытаться сделать клиента счастливым принудительно. Пусть он научится этому сам».
Все новости >