Новости
03 июля 2012

Исследование «Самый доступный и посещаемый футбол»

Лаборатория "Билетология" факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" инновационно-образовательной компании RMA представляет результаты исследования популярности сильнейших футбольных лиг и доступности футбола для болельщиков 8 стран мира. В рамках данного исследования были проанализированы показатели клубов, выступающих в высших дивизионах чемпионатов Англии (Премьер-лига), Германии (Бундеслига), Италии (Серия А), Испании (Примера), Франции (Лига 1), Голландии (Эредивизи), России (РФПЛ) и Японии (J-лига).

В исследовании представлены как статистические данные о посещаемости игр, вместимости стадионов и стоимости билетов, так и сравнительный анализ стоимости билетов на футбольный матч с походом в кино в разных странах мира. Кроме того, была изучена зависимость между размером ВВП на душу населения, посещаемостью и средней стоимостью билетов почти 150 клубов ведущих европейских лиг и J-лиги Японии.

Выводы Исследования:

1. Доля населения, посещающего футбольные матчи в России, является самой маленькой в Европе.

2. Россия – единственная страна, где билеты в кино стоят дороже, чем билеты на футбол. Популярность кино, как способа развлечения, также в разы превышает популярность футбола.

3. Болельщиками в России являются малообеспеченные слои населения, что напрямую влияет как на посещаемость, так и на величину стоимости билетов. Билеты в России являются самыми дешевыми в Европе. Исключением является ФК «Зенит», который напротив, является самым «дорогим» клубом Европы из-за высокого спроса и небольшой вместимости стадиона.

4. В России деятельность клубов Премьер-лиги не направлена на изменение социального профиля болельщиков.

5. Качество и состояние стадионов оказывает минимальное влияние на уровень посещаемости клубов российский Премьер-лиги. Фактором, оказывающим максимальное влияние на низкую посещаемость, является отсутствие или неэффективный маркетинг клубов.

Кирилл Ларин, руководитель Лаборатории: «Перед собой мы ставили цель – собрать статистику, проанализировать ее и на языке цифр понять – где мы, и что с нами? Понимание точки отсчета дает возможность двигаться вперед. В ходе исследования мы выяснили, что низкая посещаемость матчей Премьер-лиги не обусловлена экономическими факторами, состоянием стадионов и практически не зависит от стоимости билетов. Все зависит от качества футбола как продукта, и, вероятно, людей, которые его создают».

Игорь Колесов, руководитель факультета «Менеджмент в игровых видах спорта»: «Исследовательская и научная деятельность студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса и особенно важной – при обучении управленческого состава. Факультет «Менеджмент в игровых видах спорта» намерен создавать все условия для работы лабораторий Biletologia и Sport Event и использовать полученные ими результаты исследований для повышения эффективности образовательного процесса».

Основные результаты исследования

Самый доступный футбол – в Голландии

Самый дорогой для посещения футбольный клуб – «Зенит»

Популярность футбола в Японии выше, чем в России

856% жителей Хоффенхайма ходят на футбол

Самый посещаемый футбольный клуб – «Анжи»

Посещаемость и заполняемость стадионов в России находится на самом низком уровне среди рассматриваемых стран

Доля населения, посещающего футбольные матчи в России, является самой низкой в мире – в среднем один тур Премьер-лиги посещает не более 0,14% от населения страны, в то время как у лидера по этому показателю – Нидерландов – на футбольные стадионы еженедельно ходит 1,8% жителей страны.

Матчи некоторых европейских клубов из городов с населением 2-3 тысячи человек посещают в 5-10 раз больше болельщиков

Это относится к таким футбольным клубам как немецкий «Хоффенхайм» и французский «Сошо».

Самым «футбольным» городом России оказался Грозный, занимающий 82-ю строчку в рейтинге и разместившийся между Барселоной (75) и Мюнхеном (87). В первую сотню также попал Краснодар (99 место). Все остальные российские города, представленные клубами Премьер-лиги, оказались во второй сотне, в компании с такими мировыми столицами как Рим, Лондон, Париж и Берлин.

Российские клубы демонстрируют самые экстремальные результаты по заполняемости трибун

Рейтинги как наиболее, так и наименее заполняемых стадионов на матчи внутреннего чемпионата возглавляют российские футбольные клубы.

Самый доступный футбол – в Нидерландах

Россия возглавляет рейтинг стран с самыми дешевыми билетами на футбол, однако по показателю доступности (отношению средней стоимости билета к ВВП на душу населения) ее опережают Нидерланды и Франция – страны, в которых уровень ВВП находится на одних из самых высоких позиций в мире.

Футбол в России проигрывает конкуренцию другим видам развлечений

Несмотря на низкий уровень доходов населения России, кино, как часть индустрии развлечений, в разы популярнее футбола, при этом стоимость билетов в кино значительно превышает стоимость билета на футбол, в то время как во всех других странах эта пропорция – обратная.

Показатели как наименее, так и наиболее доступного футбола для населения также принадлежат российским футбольным клубам

Поскольку российский футбол не может конкурировать с другими видами развлечений в борьбе за состоятельного клиента, клубам остаются самые малообеспеченные слои населения. Исключением является ФК «Зенит», где ситуация обратная.

Если присутствие в рейтинге футбольных клубов с самыми доступными билетами «Волги» и «Краснодара» можно объяснить их недавним появлением в Премьер-лиге, то наличие в нем ФК «Локомотив» вызывает удивление. Вероятно, что клуб до сих пор расплачивается за последствия ориентации на аудиторию лишенных собственного дохода поклонниц Марата Измайлова и Динияра Билялетдинова.

Полная версия исследования «Самый доступный и посещаемый футбол» будет доступна в ближайшее время.

Перепечатка данных исследования возможна только при указании активной гиперссылки на сайт www.rma.ru для интернет-изданий и прямого упоминания источника данных для теле-, радио- и печатных СМИ. Продажа результатов исследования запрещена. Данные исследования являются экспертными оценками Лаборатория Biletologia и могут быть пересмотрены в случае появления новой официальной информации.

Контактные лица:

Кирилл Ларин, руководитель Лаборатории Biletologia, ведущий преподаватель факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления.

email: kirill.larin.ru@gmail.com, тел: +7 903 256-3788

Оксана Панкратова, руководитель исследования «Самый доступный и посещаемый футбол», управляющий партнер агентства спортивного маркетинга OnSide

email: oksana.pankratova@onside.ru, тел.: +7 916 328-3516

Ирина Колесникова, руководитель СпортМенеджмент.ру, партнер исследования

email: irina.kolesnikova@sportmanagement.ru, тел.: +7 903 281-0044

Справка для редакторов:

Факультет «Менеджмент в игровых видах спорта» (www.rma.ru/sport/) – первая в России образовательная программа, ориентированная на практическую подготовку управленцев для спортивных клубов и федераций, спортивных агентов, руководителей спортсооружений, работающих в спортивной области рекламистов, маркетологов и специалистов по продажам, а также профессионалов, представляющих смежные отрасли бизнеса.

Лаборатория Biletologia (www.rma.ru/news/10879/) – научно-исследовательский центр при факультете «Менеджмент в игровых видах спорта», осуществляющий исследование, разработку и развитие билетных программ для различных спортивных проектов, а также сбор, формирование и анализ статистических данных о посещаемости спортивных мероприятий.

СпортМенеджмент.Ру (www.sportmanagement.ru) – первый профессиональный портал о спортивном менеджменте и маркетинге в России, который создает независимая команда. Проект поддерживает и развивает Сообщество спортивных менеджеров.

© Лаборатория Biletologia, 2012

Все новости >