Новости
09 июля 2012

«Различение «подлинного» и «поддельного» – очень острый вопрос»

В Центральном доме художника 10 июля открывается основной проект III-й международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». Ее куратором стала Катрин Беккер — искусствовед из Германии, глава видеофорума Новой берлинской ассоциации искусств (Neuer Berliner Kunstverein). Накануне открытия основного проекта выставки Беккер рассказала «Газете.Ru», какие цели она ставила перед собой, как расценивает искусство молодых авторов и в чем видит особенности сегодняшней российской арт-сцены. Предлагаем этот материал вашему вниманию.

Тема нынешней биеннале звучит довольно метафорически — «Под солнцем из мишуры». Что вы хотели сказать этим слоганом?

Новое поколение живет и работает в таких условиях, когда реальность выглядит субъективной, сконструированной, фрагментарной. Различение «подлинного» и «поддельного» представляется сегодня очень острым вопросом. Мой любимый пример: в интернете — на Facebook или в другой социальной сети — при желании каждый может иметь одновременно несколько идентичностей. Можно изменить внешность, пол, возраст — что угодно. Подобная виртуальная реальность, в которой все неочевидно, стала частью нашей вполне реальной жизни.

В русском языке слово «мишура» обладает ощутимо негативными коннотациями. В своем проекте вы намерены что-нибудь покритиковать и даже разоблачить или же предпочитаете беспристрастный анализ ситуации?

В этом слове действительно содержится явный намек на искусственность, фальшь, подделку. Но мне не столько хотелось вложить в тему биеннале какой-то критический смысл, сколько сформулировать условия, в которых молодым художникам приходится работать.

Вы лично отбирали произведения для основного проекта из присланных заявок? Говорят, их в этом году поступило особенно много — 2700.

С самого начало было известно, что это будет open call, то есть открытый конкурс, и мне показалось, что такой демократический инструмент очень подходит к данному случаю. Подать заявку могли любые художники до 35 лет, в том числе те, с которыми я не знакома и о которых даже не слышала. Впрочем, помимо объявления open call мы специально пригласили к участию довольно большое число авторов. И в ряде случаев даже заранее с ними оговорили, что за работы они представят, чтобы иметь некую основу выставки. Но все заявки, разумеется, тоже были отсмотрены. Честно говоря, это был адский труд. Поскольку заявки подавались в интернет-формате, не всегда было легко определить качество и потенциал произведений. Но выбор считаю удачным. Словом, основной проект биеннале сочетает в себе приглашенных авторов и людей, пришедших «самотеком».

В этом году у биеннале будут сразу два главных события — не только основной проект, но и так называемый стратегический. Причем у второго есть собственный куратор — Елена Селина. Для чего такая затейливая конструкция?

Эту конструкцию предложили организаторы биеннале, и я ее нахожу вполне уместной. Основной проект все же является главным — и с точки зрения состава участников, и с точки зрения бюджета, однако стратегический проект, который расположится в ГЦСИ и в Московском музее современного искусства, его по-своему корректирует. В итоге мы получаем два несхожих взгляда на один и тот же феномен молодого искусства. Я не воспринимаю сосуществование этих двух проектов как соревнование. С Еленой Селиной мы давно знакомы, я ее знаю как человека, давно работающего с современным искусством в различных международных контекстах. В данном случае она самостоятельно выбрала своих участников, мы с ней этот выбор даже не обсуждали.

Читать полностью…

Все новости >