«Неплохая тренировка перед Сочи»
Лаборатория Biletologia факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" инновационно-образовательной компании RMA представляет результаты исследования посвященного анализу продажи билетов на спортивные события в рамках Универсиады 2013 года в Казани и разработке билетной программы. При подготовке исследования были проанализированы численность населения как Казани и Татарстана, так и в целом Поволжского региона, изучены интерес населения к различным видам спорта и посещаемость спортивных событий, а также данные о покупательской способности и ценах на билеты на текущие спортивные события, проводимые в Казани. Также был изучен опыт построения календаря и организация билетных продаж на Универсиаде в Шеньджене (Китай) в 2011 году, материалы заявочной книги Организационного комитета по проведению Универсиады в Казани в 2013 году.
ИССЛЕДОВАНИЕ «АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ И РАЗРАБОТКА БИЛЕТНОЙ ПРОГРАММЫ УНИВЕРСИАДЫ В КАЗАНИ 2013 ГОДА»
Основные результаты исследования:
2,8% численности городских жителей Приволжского федерального округа (ПФО) регулярно интересуются спортом (данные TNS Gallup за 2011г.).
Менее 0,5 млн. человек регулярно следят за летними видами спорта на территории девяти областей ПФО (Татарстан, Башкортостан, Мордовия, республика Марий-Эл, Удмуртия, Чувашия, Нижегородская, Самарская и Ульяновская области). При этом всего 85 тыс. из них посещают спортивные соревнования.
Учитывая статистику кросс-регионального посещения спортивных соревнований, посетить соревнованиия Универсиады могут около 30 тыс. жителей окружающих Татарстан восьми регионов (Башкортостан, Мордовия, республика Марий-Эл, Удмуртия, Чувашия, Нижегородская, Самарская и Ульяновская области), что составляет 0,3% от их населения.
152 000 жителей Татарстана регулярно интересуются спортом, из них 26 000 человек регулярно посещают спортивные события.
При этом текущие спортивные события в Казани регулярно посещает менее 15 000 человек. В тоже время, учитывая статус и уровень Универсиады, можно прогнозировать рост числа заинтересованных в посещении Игр до 10% от численности городского населения Республики, что составляет около 153 тыс человек.
1 470 000 зрителей или чуть более 30% населения Татарстана смогут посетить спортивные события Универсиады 2013г., включая церемонии открытия и закрытия.
1 470 000 зрителей – именно столько составляет прогнозируемая вместимость спортивных объектов на все 566 соревнований в рамках Универсиады 2013 года в Казани. Учитывая 30 тыс. жителей окружающих регионов и 153 тыс. жителей в самом Татарстане суммарная аудитория Универсиады составляет 183 тыс. человек.
Около 366 тыс. билетов может быть продано при указанных ценах на соревнования и церемонии открытия и закрытия, что составляет около 30% вместимости спортивных объектов.
Прогноз заполняемости спортивных объектов не учитывает участников, членов делегаций и социально незащищенные слои населения.
Прогнозируемая средняя цена билета на спортивные события Универсиады, включая церемонии открытия и закрытия должна составить 192 руб., с диапазоном цен от 40 до 8000 руб.
При этом стоимость билетов на церемонии открытия и закрытия должны находиться в диапазоне:
- от 500 до 8000руб. для церемонии открытия (средняя стоимость билета 2151 руб.)
- от 300 до 6500руб. для церемонии закрытия (средняя стоимость билета 1739 руб.)
Диапазон цен билетов на соревнования должен составлять от 40 до 400 руб.
Прогнозируемое ценообразование и объем продаж позволяют планировать выручку от продажи билетов в размере около 67 млн. руб.
В среднем 3,5 часа вынужден будет добираться житель Татарстана до Казани и 5 часов -- жители близлежащих регионов.
Такие временные затраты на логистику определены в первую очередь в основном отсутствием прямого регулярного сообщения между городами ПФО и большими расстояниями между Казанью и другими городами Татарстана.
Для формирования эффективной билетной программы необходимо разделить все виды спорта на 3 группы по уровню зрелищности и в зависимости от этого сформировать количество ценовых категорий и видов билетов.
Организация продаж билетов предполагает бронирование и оплату билетов через сайт, с возможностью выкупа в кассах, расположенных, как в городах Татарстана, так и в Москве и Санкт-Петербурге. Такая схема обусловлена отсутствием единого стандарта в системах контроля доступа болельщиков на трибуны на всех спортивных объектах Казани и, как следствие, невозможностью реализации электронных билетов.
Основные выводы исследования:
2. Зрительская аудитория Казани, Татарстана и в целом Поволжского региона, посещающая спортивные события, ограничена 182 тыс. человек (данные TNS Gallup за 2011 год), которые способны купить 366 000 билетов. Таким образом, заполняемость трибун по проданным билетам в среднем составит 30 процентов.
3. Основываясь на текущей стоимости билетов на спортивные события в Казани, а также учитывая уровень доходов населения, средняя стоимость билета на Универсиаду, включая церемонии открытия и закрытия и учитывая покупательскую способность целевой аудитории региона должна составить 192 руб.
4. Низкие региональные рейтинги телетрансляций различных видов спорта, плохая посещаемость существующих спортивных событий свидетельствуют о невысоком интересе населения к спорту в целом, и Универсиаде в частности.
5. Также невысокая посещаемость обусловлена в том числе небольшой численностью населения Татарстана в целом и Казани в частности, а также ограниченностью логистических возможностей, что не позволяет осуществлять свободное перемещение зрителей из других городов Татарстана и соседних регионов.
Кирилл Ларин, руководитель лаборатории Biletologia: «Низкие интерес населения к спорту и покупательская способность, ограниченная транспортная доступность внутри региона – все это прекрасный кейс не только для слушателей Лаборатории, но и для организаторов Универсиады. Схожие задачи вскоре предстоит решать в Сочи, так что Универсиада в Казани – неплохая тренировка».
Игорь Колесов, руководитель факультета «Менеджмент в игровых видах спорта»: «Это вторая исследовательская работа Лаборатории и первый кейс, позволивший слушателям в реальных условиях моделировать программы и применять полученные знания. Этот кейс и его решение уже с сентября займут свое место в учебном плане слушателей и студентов специализаций «Менеджмент в спортивной индустрии» и «Менеджмент в игровых видах спорта».
Контактные лица:
Кирилл Ларин, руководитель Лаборатории Biletologia – kirill.larin.ru@gmail.com
Ольга Таратунина, руководитель исследования - olga.taratunina@onside.ru
Справка для редакторов:
Факультет «Менеджмент в игровых видах спорта» (www.rma.ru/sport/) – первая в России образовательная программа, ориентированная на практическую подготовку управленцев для спортивных клубов и федераций, спортивных агентов, руководителей спортсооружений, работающих в спортивной области рекламистов, маркетологов и специалистов по продажам, а также профессионалов, представляющих смежные отрасли бизнеса.
Лаборатория Biletologia (www.rma.ru/news/10879/) – научно-исследовательский центр при факультете «Менеджмент в игровых видах спорта», осуществляющий исследование, разработку и развитие билетных программ для различных спортивных проектов, а также сбор, формирование и анализ статистических данных о посещаемости спортивных мероприятий.
Полная версия исследования «Анализ перспектив продажи билетов и разработка билетной программы Универсиады 2013 года» предоставляется по запросу на усмотрение инновационно-образовательной компании RMA. Перепечатка данных исследования возможна только при указании активной гиперссылки на сайт www.rma.ru для интернет изданий и прямого упоминания источника данных для теле-, радио- и печатных СМИ. Продажа результатов исследования запрещена.
Данные исследования основаны на экспертных оценках Лаборатории Biletologia и могут быть пересмотрены в случае появления новой официальной информации.
© Лаборатория Biletologia, 2012