Новости
Выбор факультета
29 августа 2012

«С тех пор в Польше не было двойной дороги для искусства»

Как мы уже сообщали, во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства открылась выставка «За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989». Все представленные на ней экспонаты относятся к коллекции Петра Новицкого, в свое время открывшего в Польше первую частную галерею и основавшего Фонд польского современного искусства. Портал «Полит.ру» публикует интервью Новицкого. Предлагаем этот материал вашему вниманию.

У вас в коллекции много соцреализма. Некоторые русские искусствоведы полагают, что соцреализм – это девиация, отклонение от нормального развития искусства, ошибка. В чем вы видите его ценность?

Да, соцреализм - это настоящий академизм, в нем нет ничего авангардного, он вторичен. Но я вижу его со стороны, не так, как ощущают его в России. Но советский «второй авангард», 60-70-х годов - если мы смотреть по датам, то мы обнаружим, что он тоже вторичен по отношению ко многим мировым художникам. В книжке, которую я издал для выставки «НЕТ! - и конформисты», есть статья профессора Михаила Германа, где он пишет, что не все нонконформисты – гении.

Но когда мы знаем, что творилось в вашей стране в эти годы, как сложно обстояли дела с интеллектуальной свободой – «второй авангард» становится интересен. Тем, кто хотел делать то, что он сам хочет, было тяжело, а кто-то согласился на академическое развитие, чтобы было легче - и те и другие мне важны как характеристика страны.

Кстати, в России до сих пор очень много любви к соцреализму - и у публики, и у работников музеев. Выставка соцреализма, которую делала Евгения Петрова в Русском музее несколько лет назад – там было много китча, но публике искренне нравилось.

В Польше после протестной выставки «Арсенал» 1955 года появилась официальная «квота» на 15 процентов абстракции. И если это было разрешено, что было запрещено?

Абстракция у нас была запрещена только с 1949 по 1955 годы. Это недолго, всего шесть лет – но в тот период у очень талантливых художников, Йонаша Штерна, Эрны Розенштейн, Тадеуша Кантора, Владислава Стржеминского, Катажины Кобро, которые никак не вписывались в соцреализм, была очень сложная жизнь. Катажина Кобро приехала из России со своим мужем, они были друзьями и учениками Каземира Малевича. Они основали музей современного искусства в Лодзи, первый такой музей в Европе. Она сожгла свои гениальные геометрические скульптуры из дерева, сделанные в 20-30 годы, чтобы растопить печку и согреть ребенка.

Все имена, которые я вам назвал – это были левые художники, коммунисты, но соцреализм не поддерживали, с художественной точки зрения они видели коммунизм по-другому. Другие пытались себя переломить, делали что-то соцреалистическое, например, Хенрик Стажевский, но получалось у него очень плохо, просто китч.

После 1955 года они все могли свободно заниматься абстракцией. Началось это с выставки «Арсенал», похожей на вашу выставку в Манеже 1962 года. После «Арсенала» в Польше уже не было двойной дороги для искусства – официальных и неофициальных художников. Художники, которые были в подполье, ездили на зарубежные международные выставки, имели поддержку от министерства культуры.

Читать дальше…

Все новости >