Новости
31 августа 2012

«Мои решения -- не резкие, они выверенные»

В понедельник, 3 сентября, состоятся выборы главы Российского футбольного союза (РФС). В преддверии этого события обозреватель «Спорт-Экспресса» Евгений Дзичковский побеседовал с одним из главных претендентов на этот пост - исполнительным директором Олимпийского комитета России, многолетним руководителем Профессиональной футбольной лиги Николаем Толстых. Предлагаем этот материал вашему вниманию.

«Программ много – контроля нет»

Всю предыдущую декаду застать Толстых в Москве было почти невозможно. Как и положено участнику настоящей предвыборной гонки, он колесил по регионам - встречался с избирателями.

Оглашали свою предвыборную программу?

Мне кажется, речь нужно вести не о программе-стратегии, а о программе действий. Мысль нуждается в пояснении. Любой из кандидатов, и я в том числе, должен отдавать себе отчет: предстоящая конференция - внеочередная. То есть не та, на которой будет приниматься программа развития футбола. Главная цель съезда - выборы нового руководителя РФС, необходимые в силу сложившихся обстоятельств. А уже затем этот руководитель и его команда проанализируют сегодняшнюю ситуацию и предложат свой план действий. Какой? Возможно, доработанную действующую программу. Либо продолжение реализации уже имеющейся стратегии.

А разве она имеется?

Сейчас мы подошли к сути. В российском футболе было несколько попыток разработать основополагающий стратегический документ. Вот у меня в руках «Комплексная программа развития футбола в РФ» 1994 года. (Достает желтоватую книжицу.) Утверждена председателем координационного комитета по физкультуре и спорту Шамилем Тарпищевым, президентом ОКР Виталием Смирновым, главой РФС Вячеславом Колосковым и президентом ПФЛ Николаем Толстых. Достаточно серьезный документ, разработанный квалифицированными привлеченными специалистами. Реализованной эта программа, впрочем, не стала: она частично опиралась на государство, а его тогдашнее состояние и отношение к спорту не позволяли рассчитывать на сколько-нибудь серьезный прорыв.

В 1998 году была попытка разработать еще одну программу. Тоже не слишком удачная. И, наконец, сегодня мы не имеем права не учитывать: стратегический футбольный документ уже есть, причем он действует. Называется «Стратегия развития российского футбола на период с 2006 по 2016 год». Утвержден конференцией РФС, то есть теми же людьми, которым в понедельник предстоит заслушать кандидатов и сделать свой выбор.

(Открывает брошюру в бело-синем переплете.) Концептуально очень правильный документ. Вот, к примеру, основные направления развития российского футбола. (Зачитывает.) «Совершенствование системы управления и структуры РФС". «Институт сборных команд». «Массовый, детско-юношеский, любительский, профессиональный клубный футбол». «Укрепление материально-технической базы футбола в субъектах Российской Федерации». «Упорядочение системы соревнований». «Конструктивное партнерство и сотрудничество РФС с министерством спорта». «Учебно-методическое и медико-биологическое обеспечение». «Поддержка региональных федераций и межрегиональных объединений, повышение их роли и ответственности». Разве это все неправильно, неактуально?

В стратегии определены конкретные этапы выполнения, указаны цифровые индикаторы, разработан перечень программных мероприятий… Все есть!

Так в чем проблема?

Ответ прост: у нас много красочных программ, но нет контроля за их реализацией. И соответственно самой реализации. У меня, если заметили, вся «Стратегия» в цветных закладках и довольна потрепана. А у тех, кто отвечает за ее реализацию, надо полагать, этот документ лежит себе, красивый, на видном месте нетронутый. Отсюда вывод: первое, что должен сделать будущий глава РФС, - спокойно, вдумчиво проанализировать, какие решения уже приняты, и на каком этапе находится их реализация.

Возможно, проблема вовсе не в законах, а в слабом их исполнении. Доходит до взаимоисключений. Читаем в «Стратегии»: «Из-за перебора легионеров значительно ухудшилась возможность подбора футболистов в национальную команду. Если раньше тренеры и селекционеры сборной, просмотрев игры очередного тура, могли выбирать 20 лучших из 224 играющих, то теперь выбор осуществляется из 60-70 кандидатов - остальные легионеры». А не так давно люди, принявшие этот документ, проголосовали на исполкоме за сокращение лимита. Либо не знали, за что поднимали руки, либо отсутствует элементарный контроль за исполнение ранее принятых и до сих пор действующих решений.

Это значит, что выбранному руководителю РФС предстоит кропотливый анализ и подготовка предложений для участников конференции. Но не этой, внеочередной, а другой, посвященной проблемам долгосрочного развития. Ибо только конференция РФС может отменить или видоизменить принятые ею же ранее документы.

«Раз уж перешли на «осень – весну», нужен анализ»

800-миллионный долг РФС, о котором много говорят, но о котором достоверно ничего не известно, тоже, надо думать, подлежит тщательному анализу?

Меня спрашивали об этом. Ответил, что не могу прокомментировать данную информацию, поскольку не работаю в РФС. И состояние управленческого аппарата оценить со стороны невозможно. Просто нет данных.

Но вы ведь член исполкома РФС и должны быть в курсе финансовых дел.

Мы действительно утверждали итоги финансово-хозяйственной деятельности и бюджет РФС на предстоящие годы. И я, и другие члены исполкома, в том числе люди, занимающие высокие государственные посты. Но озвученные цифры были другими, ни о каких долгах, кредитах, займах речь не шла. А если бы зашла, у членов исполкома наверняка возникли бы вопросы.

Быть может, задолженность образовалась после вашего голосования?

Без тщательного анализа ответ невозможен.

Читать дальше…

Все новости >