Новости
15 сентября 2009

Зеленые заметки

Мишель Платини в VIP-ложах, хамам в подтрибунном помещении, тысяча квадратных метров для болельщиков и видавшая ЦСКА и сборную Аргентины база – неожиданный дождь, накрывший Сент-Этьен, не сбил студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления с намеченного курса.

Есть предметы и явления, которые в полной мере раскрываются только в сочетании друг с другом. Например, вино и сыр или солнце и море. Зарядивший с самого начала нашей поездки в Сент-Этьен дождь поначалу сильно раздражал, но когда мы приехали в этот промышленный город, он показался необходимым атрибутом для постижения непростого бытия местных жителей. На фоне этого представлялось, что и в футбольном клубе мы услышим грустный рассказ о былых временах и ярких страницах истории.

Без хороших воспоминаний, конечно, не обошлось: клуб десять раз выигрывал национальный чемпионат, чего себе до сих пор не смог позволить ни один другой французский клуб и шесть раз выигрывал Кубок страны. На протяжении трех сезонов за «Сент-Этьен» играл Мишель Платини, и когда оказываешься в VIP-ложах, возникает ощущение, что легендарный француз никуда и не исчезал отсюда – задорные фотографии времен его молодости делают свое дело. К слову, одна из лож носит имя Платини.

Зеленый цвет, с которым «Сент-Этьен» ассоциируется во всем мире, пошел от основателя клуба Жеффруа Гишара (домашняя арена клуба названа в его честь), владельца крупной сети магазинов розничной торговли Casino. Цвета сети были бело-зелеными, что в 1933 году передалось только-только основанному футбольному клубу.

Вообще инфраструктура, которой располагают «стефануа», приятно удивила. В подтрибунных помещениях 35-тысячного стадиона, например, есть не только сауны и джакузи, но и диковинный даже для топовых арен хамам. Первое, что бросается в глаза, когда оказываешься у кромки поля – непривычно низкий навес над скамейками запасных. Думается, во время переживания опасных моментов и празднования забитых мячей там было набито немало шишек. Впрочем, сейчас их наверняка стало гораздо меньше, ведь в этом сезоне «Сент-Этьен» не радует своих болельщиков, которых на трибунах стабильно набирается под 30 тысяч (примерно половина из них покупает сезонный абонемент). На выездные матчи за клубом из раза в раз следуют не менее трех тысяч преданных фанатов. Клуб своих болельщиков любит и ценит и специально для них открыл магазин площадью в 1000 квадратных метров с очень внушительным ассортиментом – найти здесь можно практически все. В сухом остатке от продажи атрибутики клуб получает 4 млн евро, что при годовом бюджете в 55 млн весьма неплохо. В целом же, по словам директора по маркетингу и развитию «Сент-Этьена», клуб является рентабельным, что только дополняет общую картину грамотно выстроенной работы менеджмента.

Великолепный тренировочный центр клуба, который нам также удалось посетить, заслуживает отдельного упоминания. В свое время проводить предсезонные сборы на этой базе любили ЦСКА и «Динамо», а во время чемпионата мира 1998 года здесь располагалась сборная Аргентины. Помимо офиса и жилого корпуса, на территории центра постелено несколько полей, одно из которых – крытое с искусственным газоном. Тем временем, заканчивалась тренировка основного состава, о чем можно было догадаться по кучке фанатов, ожидавших своих кумиров у ворот базы. К слову, все игроки, которых просили дать автограф, останавливались и не жалели ни времени, ни чернил.

Мы же, перекусив в клубной столовой, направились на родину Зинедина Зидана и загадочного супа буйабес, в гости к клубу с такой же контрастной историей, как и город, который он представляет.

Все новости >