«Некоторые клубы реализуют такое количество за год»
Специальный корреспондент «Советского спорта» Андрей Бодров изучил феномен «Зенита» с экономической точки зрения. Выяснилось, что любители атрибутики приносят в казну питерского клуба 500 миллионов рублей ежегодно, и это лучший показатель для России. При этом коммерческий директор «Зенита» Дмитрий Манкин связывает особые надежды с появлением в команде Халка и Витселя. Предлагаем материал «Советского спорта» вашему вниманию.
«Кто такой Кержаков?»
В Петербурге существуют 16 точек продаж атрибутики ФК «Зенит» – и в каждой можно приобрести футболки с фамилиями знатных новичков. Размеры – любые, цвета – лазурные или белые. Первый из магазинов я посетил вчера ровно в восемь утра на Московском вокзале, сойдя с поезда «Красная стрела». Заспанные продавцы как раз развешивали майки новичков на самом видном месте. Первый же посетитель – женщина по имени Дарья – заказывает футболку с фамилией Кержаков.
– Почему именно он, а не кто-то другой? – беспокою Дарью.
– Вы думаете, я знаю, кто такой Кержаков? – усмехается она, отсчитывая купюры. – Просто меня попросили сделать подарок. И я сделала!
– Халка пока слабенько берут – по четыре-пять маек в день, – разоткровенничался продавец. – Кержаков в последнее время лучше продается. Наверное, из-за двух голов в сборной. Вообще лучше наверху спросить, что да как.
Халк не позволил продавцам выспаться
Следую совету продавца. Тем более что коммерческий директор «Зенита» Дмитрий Манкин готов провести для меня экскурсию по одному из самых посещаемых магазинов у метро «Гостиный двор». Дмитрий начал с небольшой лекции.
– Выделю четыре основных направления в работе любого российского клуба. Для нас самое главное – доходы с мероприятий на стадионе (билеты и абонементы). Второе – мерчандайзинг (продажа сувенирки, одежды). Третье – отношения со спонсорами, которые используют ФК «Зенит» как маркетингового партнера. Четвертое – медиаправа, реализуемые через РФПЛ, частично через клуб.
– Так вот, мы делаем все возможное, чтобы фирменные магазины «Зенита» удовлетворяли всем запросам болельщиков, – продолжает директор. – О подписании контрактов с Халком и Витселем стало известно в ночное время, а уже утром к открытию магазинов были подготовлены манекены с указанными фамилиями. Сотрудники точек продаж в курсе, когда закрывается трансферное окно, они готовы к любым сюрпризам. Поэтому после заключения контрактов с Халком и Витселем утром они вышли на работу на пару часов пораньше, – рассказал Манкин...
Нет, вы только представьте: ночью вам звонит начальник, сообщает о покупке какого-то бразильца. Значит, на работу вам приходить не к восьми утра, а к шести.
«Зенит» – номер один на рынке атрибутики»
– Насколько велик наплыв покупателей после приобретения Халка и Витселя?
– Судите сами: объемы продаж футболок выросли в три раза. Из них две трети – это нанесение названных фамилий. Речь не только о футболках, но и тарелках, канцелярских товаров и всего-всего.
– Говорят, «Зенит» первый на рынке атрибутики в России.
– И с большим отрывом! В этом году планируем выручку более чем на 500 миллионов рублей. Это сопоставимо, скажем, с клубом бундеслиги. География продаж не ограничивается Питером. К вашим услугам интернет-магазин. В Москву товар будет доставлен за два дня. Все это доступно и для Америки, и для Европы. Сейчас обдумываем, как лучше оформить раздел на сайте для покупателей из Японии.
– 3190 рублей за футболку – не дороговато ли будет? Один вполне состоятельный человек из Москвы заказал мне футболку Халка, а потом раздумал. «Нет острой необходимости», – говорит.
– Речь идет о дорогостоящем варианте. Такая футболка предназначена и для игры в футбол, и для посещения фитнес-зала. По своим качествам она максимально приближена к профессиональным – в которых игроки выходят на поле. Есть вариант футболки подешевле. Она выглядит точно так же. Но такой продукт не предназначен для занятий спортом.
– Сколько футболок Халка и Витселя продано за прошедшие дни? Отбиваются ли миллионы?
– Продано более тысячи таких футболок. По европейским меркам это немного. Некоторые российские клубы реализуют такое количество за календарный год, мы – за несколько дней. Надо учесть при этом, что новички еще не играли. Ваш вопрос следует рассматривать в комплексе. Нельзя судить только лишь по количеству проданных экземпляров. Итак: с приобретением этих игроков повысится интерес к клубу. Обычно у нас остаются билеты на домашние матчи с командами не топ-уровня. Но уже за несколько дней билеты на матч с «Тереком» были раскуплены. Давно нет билетов и на лигочемпионскую встречу с «Миланом».