Новости
21 сентября 2009

Готовность общаться

Спокойная реакция прессы на просчеты Гуса Хиддинка, молдавский вариант решения конфликтов, российские особенности отношения со спонсорами и билетная программа на матч Россия – Германия. Руководитель пресс-службы РФС Андрей Малосолов встретился со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления.

В начале апреля 2005 года в Москве состоялась внеочередная конференция РФС, которая мало чем отличалась бы от десятков других подобных мероприятий, если бы по ее итогам не был назначен новый президент главной футбольной организации страны. Назначение нового руководителя, как правило, ведет к каким-то изменениям в структуре организации, и РФС с Виталием Мутко не стал исключением. Не осталась в стороне и пресс-служба союза – сюда была приглашена новая команда во главе с Андреем Малосоловым, за плечами которого к тому моменту уже были годы работы в журналистике.

Осознание необходимости взаимодействия любой спортивной структуры со средствами массовой к большинству менеджеров пришло уже давно. Правда, как показывает практика, наладить и довести до автоматизма это взаимодействие удается не всем. В результате на этой почве время от времени возникают всевозможные противоречия, нередко заканчивающиеся тем, что кто-то просто-напросто отказывается от общения. РФС в этом плане может дать фору любому российскому клубу или федерации: заметно увеличив за последнее время свою медийную составляющую, представители союза готовы идти на контакт фактически со всеми средствами массовой информации, включая известные таблоиды. Подобный подход, к слову, практикуется далеко не везде: в Англии, например, футбольная федерация отказалась от общения с пятью таблоидами, включая The Sun, а в Дании официальную информацию о происходящем внутри федерации и вовсе могут получить всего три издания. Занятная ситуация до недавнего времени наблюдалась и в Молдавии, где главный редактор одного спортивного издания высказывался о национальной команде исключительно в негативных тонах, но затем его пригласили работать пресс-атташе сборной, и вопрос был решен.

«Готовность общаться – один из лучших способов повысить лояльность к себе со стороны прессы», – говорит Андрей Малосолов. – «Отличным примером здесь может служить Гус Хиддинк, который всегда идет на контакт. В результате на какие-то его просчеты пресса реагирует не так остро, как могла бы: стоит вспомнить хотя бы матчи против Израиля или Андорры».

Едва ли не в первую очередь взаимодействие с прессой важно с коммерческой точки зрения. На Западе спонсоров привлекают не только результаты команды, но и уровень раскрутки в медиа – чем лучше у вас бэкграунд, тем легче заключить ту или иную сделку. Правда, в случае с Россией приходится делать скидку на некоторые особенности выстраивания бизнес-отношений. «Конечно, пока у нас в стране многое зависит от личных контактов директоров», – соглашается Малосолов. – «РФС, например, никак не удается заключить договор с «Газпромом», хотя, казалось бы, нет каких-то очевидных факторов, способных помешать нашему сотрудничеству. С другой стороны, нам даже в условиях кризиса удалось подписать контракты с такими компаниями, как Volkswagen и Coca-Cola».

Нет смысла начинать какие-то глобальные рассуждения на предмет того, почему спорт, в частности футбол, настолько популярен, здесь скорее важно наличие самого факта. Так Соответственно, общение нужно выстраивать не только с прессой, но и непосредственно с болельщиками. «Речь здесь идет не только о встречах с представителями фан-движений. Пресс-служба должна грамотно позиционировать то или иное решение клуба, напрямую касающееся болельщиков», – говорит Андрей Малосолов. – «Например, объяснять, почему билетные программы были сформированы тем или иным образом. Все слышали, что на билеты на матчи Лиги чемпионов «Рубин» установил, в общем-то, европейские цены. Это, безусловно, правильное решение, которым казанцы сломали некий стереотип – у нас ведь все хотят ходить на футбол едва ли не бесплатно. Тем не менее, через какое-то время клуб был вынужден снизить цены, хотя можно было все грамотно преподнести, объяснив, что болельщикам предлагаются матчи топ-уровня, которые действительно стоят тех денег, которые за них просят, и что по сравнению с походом в театр или даже клуб это совсем не много».

Говоря о билетных программах, нельзя обойти вниманием предстоящий матч отборочного цикла ЧМ-2010 Россия – Германия. Заявки на билеты принимались до 10 сентября, и в итоге их число превысило 100 тысяч. В открытую продажу билеты и вовсе не поступят, а среди болельщиков с помощью лотереи будет разыграно 20 тысяч билетов, еще 23 тысячи будут реализованы через Всероссийское объединение болельщиков, 4 тысячи билетов получит Германия, а оставшиеся билеты будут распределены между представителями так называемой футбольной семьи – спонсорами и партнерами РФС, клубами, федерациями, ветеранами, а также ФИФА и УЕФА. Билет на фанатскую трибуну будет стоить 400 рублей, на обычные сектора боковых трибун – 1,5-2 тысячи рублей, а за VIP-билеты нужно будет заплатить от 10 до 150 тысяч рублей.

«Практика покупки билетов через интернет многим кажется неудобной. Но, поверьте, стоять в очереди из нескольких тысяч человек, как это было перед матчем с Англией, еще неудобнее. К тому же в случае оформления заявок через интернет гораздо легче отследить спекулянтов. Их активность просто зашкаливает – из тех заявок, что мы получили, наверное, процентов 70 отправляли спекулянты. Выявляется все это очень легко, так что болельщики могут быть уверены в том, что в руки этим людям билеты не попадут», – рассказывает глава пресс-службы РФС. – «Вообще же на матче с Германией ожидается грандиознейший перфоманс, который перебьет тот, что был во время памятного матча с англичанами».

В любом случае можно бесконечно долго рассуждать о том, каким образом пресс-служба должна преподносить то или иное событие, чтобы оно вызвало интерес, но показателем проделанной работы всегда является результат: количество пришедших на мероприятие болельщиков и уровень освещения в прессе. По словам Андея Малосолова, вероятность того, что на матче между сборными России и Азербайджана «Лужники» будут заполнены до отказа, изначально была не слишком большой. «Холодная погода, не самый серьезный соперник... Все это, конечно же, не способствует желанию обычного человека пойти на стадион», – отмечает он. – «Но мы начали подогревать интерес задолго до этой игры, практически ежедневно информируя болельщиков о том, как продвигается продажа билетов. Объявили о начале продажи, и постепенно публиковали обновленные данные по числу проданных билетов. В тот момент, когда мы объявили о 50 тысячах, в подсознании людей что-то сработало, проснулось чувство ажиотажа. Размышления выстраивались следующим образом: если на матч идет столько людей, значит, я рискую пропустить что-то интересное и важное. Нежелание человека отставать от остальных сработало – на игре был аншлаг».

Понятно, что раскручивать национальную сборную легче, чем другие курируемые РФС проекты – молодежные и юношеские сборные или женский футбол. В этом случае пресс-служба разрабатывает специальную систему взаимодействия с прессой, заключает различные соглашения, в том числе и негласные. Например, представитель того или иного издания может быть максимально вовлечен в работу с национальной сборной: вплоть до поездок на матчи в одном самолете. Но взамен издание гарантирует присутствие своих корреспондентов на мероприятиях, которые не относятся к топовым.

«Несмотря на работу, которую ежедневно проделывает пресс-служба РФС, и на то, чего нам уже удалось добиться, какой-то абсолютной шкалы успеха не существует», – подытожил Андрей Малосолов. – «Мы понимаем, что в нашей работе все равно присутствуют какие-то недочеты, возникают определенные проблемы. Надеюсь, эти проблемы носят временный характер, и новое поколение менеджеров поможет нам их успешно решить».


Читать и комментировать в блоге компании RMA на Sports.ru
Все новости >