Новости
24 сентября 2012

«Я всегда стремился быть totally uncool»

Российский поисковик «Яндекс» празднует свое 15-летие. В связи с этим портал «Сноб» побеседовал с одним из основателей крупнейшей российской IT-компании Ильей Сегаловичем об амбициях, конкуренции с Google и о том, что бы он изменил с помощью волшебной палочки. Предлагаем этот материал вашему вниманию.

Назовите свои самые большие успехи за время работы в «Яндексе».

Я очень слабо отделяю себя от «Яндекса» и очень сильно в него интегрирован. Рад любому запуску, любому новому проекту, даже если изначально идея исходила не от меня. Например, «Яндекс.Пробки» придумал Аркаша, хотя этот проект я считаю не менее своим, нежели «Яндекс.Блоги», который исходил от меня.

Чем вы сейчас занимаетесь в «Яндексе»?

Фронт моей работы не сжимается, а, наоборот, расширяется. Конкуренция растет, задачи становятся все шире. Мы с коллегами ставим перед собой очень сложную, амбициозную задачу — создать мировую компанию. Не знаю, что из этого получится, но мы очень стараемся стать по-настоящему международными.

В какой срок вы планируете это сделать?

Скорее всего, понадобится несколько лет. Стать заметным брендом не так легко, как может показаться.

На прошлой неделе появилась информация о том, что «Яндекс» разработает собственный интернет-браузер. Это правда?

Я не хотел бы пока это комментировать. Мы строим самый популярный русский поиск, пытаемся выйти с ним за границу и расширить поле деятельности. Но мы испытываем давление со стороны конкурента, у которого сейчас мощный канал дистрибуции. В первую очередь это касается браузера Chrome. При установке Chrome в России по умолчанию в качестве поисковика ставится Google. Получается, что пользователь просто «не видит» «Яндекс». Конечно, мы из-за этого переживаем и предпринимаем определенные шаги.

Как «Яндекс» подстраивается под все большую популярность социальных сетей?

У специалистов часто возникает вопрос: почему бы социальным сетям не стать поисковиком? Однако жизнь показывает, что это все-таки очень разные сферы. Мы не собираемся делать свою социальную сеть. И вопрос этот мы закрыли примерно полтора года назад. А два с половиной года назад мы объявили программу дружбы с социальными сетями. Мы хотим быть «прозрачными» для них и рассчитываем на взаимность.

Для чего это нужно?

От социальных сетей нам нужны данные, для того чтобы улучшить поиск по контенту и по профилям. А они получают от нас трафик и заинтересованную аудиторию. Мы уже договорились о сотрудничестве с Facеbook, «ВКонтакте», «Одноклассниками» и Twitter. И в этом году мы смогли запустить поиск по людям — теперь «Яндекс» может находить профили. Это, безусловно, важно, потому что у нас примерно 5 процентов поисковых запросов — про людей.

Как за этот год изменились запросы аудитории в поисковике? Что ищут чаще всего?

В этом году в России появилось огромное количество запросов, связанных с политикой. А еще миллион человек находили и решали тренировочные задачи по ЕГЭ. В прошлом году такого не было.

Почему в российском интернете так много ругаются и ругают?

Проблема низкого уровня дискуссий — это проблема не России, а плохо организованных сервисов. Например, Livejournal живет по законам 1997 года. Там за 14 лет существования сервиса никаких изменений в области защиты пользователей от троллинга, хамства, грубости и атак не предпринято. А на «Хабрахабр» пользователи все время плюсуют и минусуют посты и комментарии, и так выстраивается модель, в которой хам, не соблюдающий правила сервиса, «тонет», его не видно. А самое отвратительное чтение в жизни — это комментарии на YouTube. С этой точки зрения это мерзкий, оскорбляющий человеческое достоинство сервис.

Читать дальше…

Все новости >