Новости
Выбор факультета
24 сентября 2009

Марсельская любовь

Впечатляющая инфраструктура, блистательная молодежь, трепетное отношение к болельщикам, угодивший в тюрьму президент и попытки выкупить трансфер Дидье Дрогба — в Марселе финишировала стажировка студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта».

Многие французы уверяли нас, что Марсель — город не совсем типичный для страны, предупреждали о его криминальном характере, портовой бесшабашности и влажной, даже липкой что ли жаре. Действительно, с первых кварталов становится заметно, что этот город не такой, как остальные: грязноватый, немного неухоженный, и, конечно же, жаркий. Но именно здесь живет и играет самый популярный клуб Франции — марсельский «Олимпик».

Для нас все началось с тренировочной базы клуба. Запрятанная в холмистом пригороде La Commaderie располагает практически всем, что необходимо команде — несколько полей как с искусственным, так и с натуральным покрытием, клубный офис, поражающая размерами и оснащенностью телестудия, которая занимается клубным каналом OMtv. Недавно отстроенный корпус, где футболисты собираются и готовятся к тренировкам и матчам, по заверениям представителей клуба, является самым современный и экологичным в Европе. Построен он из дерева, а часть энергии дают солнечные батареи — как бы ни было трудно в это поверить. Обошелся он клубу недешево, но зато теперь нет необходимости за день до игры размещать команду в дорогих отелях.

Тут же на базе тренируется подрастающее поколение — это ребята, которых в свое время выбрали из сотен мальчишек, приходящих сюда в первую среду каждого месяца. Вообще же все молодежные команды во Франции делятся на три уровня, которые присваиваются на основании множества параметров, и «Олимпику» со 120-миллионным бюджетом пока не удалось перейти на первый уровень, несмотря на то, что местная молодежь по спортивным результатам одна из лучших во Франции. Проблема кроется в инфраструктуре — клубу нужно построить еще один корпус, в котором могли бы жить дети, а также организовать среднюю школу. Сейчас эти проекты уже находятся в процессе реализации.

Если сравнить два «Олимпика» — лионский и марсельский — сразу очевидным становится их принципиальное различие. Оба клуба все делают в соответствии с бизнес-планами и современными управленческими технологиями, но вот в «Марселе» при этом постоянно акцентируют внимание (порой даже неосознанно) на эмоциональной составляющей, подчеркивая важность тех, кто приходит поддерживать команду на знаменитые виражи «Велодрома».

Болельщиков в Марселе действительно любят. Всего крупных фанатских группировок у l’OM девять, и колоритных персонажей, которые делают атмосферу на матчах несравнимой ни с одним другим стадионом во Франции, хватает. Например, в клубе рассказывают о знаменитом болельщике, который на протяжении 15 лет сопровождал «Олимпик» на всех матчах и всегда поддерживал команду с оголенным торсом, в том числе и в холодной Москве. После его смерти вся трибуна на одном из матчей тоже разделась, а команда, встав лицом к болельщикам и взявшись за руки, почтила его память минутой молчания. Клубное руководство не осталось в стороне, и трибуна, на которой он всегда сидел, носит его имя — Ganay.

Еще одним примером отличных отношений клуба и болельщиков служит тот факт, что Adidas только «Марселю» позволяет самостоятельно разрабатывать дизайн игровой формы, а не предлагает на утверждение свои разработки, как это делается в большинстве команд. В результате не так давно у клуба был комплект формы оранжевого цвета, с которым ассоциируется одна из фанатских группировок, и так клуб отблагодарил их за постоянную поддержку.

Уникальна и система распространения абонементов на фанатские сектора — их продают лидерам группировок по цене около 140 евро, а они уже распространяют их по цене в среднем 160-180 евро. Это повелось еще со времен правления одиозного и скандально знаменитого Бернара Тапи. В клубе о его личности предпочитают не говорить, но на гербе команды есть звезда, которую во Франции присваивают тем, кто выигрывал чемпионат десять раз. Тем самым в «Марселе» подчеркивают, что отобранный у них чемпионский титул в результате вскрывшихся махинаций Тапи, был заработан игроками честно. Кстати, в клубе уверены, что в свое время никакой необходимости подкупать «Валансьен» не было, и команда без этого выиграла бы первенство. Но здесь сказалось непомерное эго тогдашнего президента, который хотел показать свое влияние столь странным способом и в итоге угодил в тюрьму, а после выхода на свободу отошел от футбольного бизнеса. Клубом же долгое время владел господин Дрейфус, который скончавшийся совсем недавно. На домашнем матче с «Бордо» прошла запоминающаяся церемония прощания с президентом, а клуб по наследству перешел к его детям и жене Маргарите, которая, к слову, русская по национальности. Так что еще одним русским владельцем футбольного клуба стало больше — во Франции их теперь двое.

Еще одна история, которую нельзя не рассказать, говоря об отношениях клуба с болельщиками, связана с матчем против ПСЖ, который проходил в Париже. Поддержать «Марсель» в столице решила большая группа фанатов, превышающая отведенную тысячу мест на трибунах «Парк де Пренс». Президент «Марселя» (тогда это был Диуф), попросил ПСЖ выделить еще тысячу мест, но получил отказ, и тогда президент решил отправить в Париж дублеров, а не основной состав. Сказано — сделано, и в итоге игра закончилась со счетом 0:0. Не сложно представить, какие чувства пережили поклонники парижского клуба. Подобных историй можно вспомнить еще очень-очень много, и одна будет интереснее другой. Чего стоит хотя бы случай, когда фанаты решили выкупить трансфер Дидье Дрогба, и даже собрали 2 млн евро виртуальных денег. Акция, конечно, была больше декоративной, но от этого не менее показательной — ивуарийца в Марселе очень любят.

Напоследок все же обратимся к цифрам. По всей стране у клуба около 10 миллионов болельщиков, что делает «Марсель» самым популярным во Франции. Средняя посещаемость на домашних матчах — 52500 зрителей (всего на «Велодроме» 60 тысяч мест), каждый третий из которых приезжает в Марсель из других регионов. В сезоне-2008/09 было продано 420 тысяч футболок клуба, половина из которых — уже упоминавшиеся оранжевые. Согласно данным Adidas, это третий показатель в Европе после «Челси» и «Милана». Бюджет клуба в минувшем сезоне составил 90 млн. евро, и примерно половина этой суммы была сформирована за счет телевидения.

В этом сезоне именно «Марсель» считается одним из главных претендентов на завоевание чемпионского титула — и кто знает, может быть в следующий раз, когда мы соберемся на стажировку во Францию, звезда над эмблемой клуба будет располагаться уже на законных основания.
Все новости >