Новости
28 сентября 2012

«Взять и «ввалить» в команду денег можно. Но не хочется»

Российский бизнесмен Антон Зингаревич, владелец футбольного клуба «Рединг», выступающего в английской премьер – лиге, побывал в гостях у «Спорт – Экспресса». Предлагаем его интервью вашему вниманию.

«Наш стадион – ближайший для восьми миллионов человек»

Почему вы выбрали «Рединг»?

Основной фактор - географический: Рединг расположен недалеко от Лондона, что удобно и для меня, и для футболистов, и для спонсоров. Это небольшой город с населением около 200 тысяч. Ничего особо привлекательного. Зато округ Беркшир - королевский: там находятся Виндзорский замок, Аскот, много школ. Это второй по значимости корпоративный центр Англии, где располагаются штаб-квартиры многих организаций. Отсюда большой спонсорский потенциал. Предложение о продаже удовлетворяло меня и с финансовой точки зрения. К тому же я несколько лет учился в этом округе.

То есть вы осуществили мечту любого болельщика: превратились во владельца любимого клуба?

Я никогда не был фанатом. Когда учился, «Рединг» выступал в третьей лиге. И на стадионе, тогда еще старом, я был лишь однажды. Над клубом тогда все подсмеивались. Но с 1998-го многое изменилось: появилась новая арена, посещаемость увеличилась с трех до 23 тысяч в прошлом сезоне, сейчас на каждом домашнем матче у нас аншлаги. Поэтому очевидно, что стадион нужно увеличивать, причем в ближайшее время - до 40 - 45 тысяч зрителей. Если посмотреть на карту премьер-лиги, то западнее Лондона есть только «Рединг». Наш клуб и наш стадион - ближайшие для 8 миллионов человек. С этой точки зрения потенциал для развития неплохой. У болельщиков о «Рединге» хорошее мнение - даже когда играем на выезде, фанаты других команд относятся к нам вполне сносно. С другой стороны, традиций у клуба пока немного. Над ними надо работать, зажигать публику. Допустим, прежде у нас не было официального гимна. Сейчас будем его внедрять.

А талисман есть?

Лев. В этом году мы его поженили. Теперь публику развлекают Кингзли и Куинзли.

В России в 90-е годы в перерывах «Жигули» разыгрывали, чтобы публику привлечь. У вас есть такое?

Нет. Хотя было бы забавно пару-тройку российских автомобилей разыграть.

Как вы для себя определяете список обязательных традиций?

У нас есть фанатская организация, пожелания которой мы учитываем. Например, наши болельщики сидят не за воротами, а по соседству с гостевым сектором. И никак их оттуда не выселить. Для нас это не очень хорошо, потому что на этих местах билеты должны быть дорогими.

Не чревато такое соседство фанатов неприятностями?

Нет. Болельщики что-то кричат друг другу, но в Англии вообще любят поорать.

Не дерутся?

Раньше дрались, теперь боятся. Система безопасности позволяет показать лицо каждого на стадионе. Хотя полиция справилась с хулиганами еще до появления этой системы. Прежде всего запретили болельщикам стоять, а сидя не повоюешь. Кроме того, стычки фанатов на стадионах стали жестко пресекать, а вот в городе к ним относились более лояльно. Но ведь болельщикам выяснять отношения интереснее на арене.

«Бизнес –ориентир – «Арсенал»

Вы говорили, что ориентируетесь на модель «Ньюкасла». Что под этим подразумеваете?

«Ньюкасл» принимал интересные решения после вылета из премьер-лиги. Но пока сравнивать сложно: у них и стадион вмещает 52 тысячи зрителей, и болельщиков намного больше. А вот эффективность их менеджмента привлекает. Как и модель развития «Эвертона» - клуба, который в последние восемь лет борется за попадание в еврокубки, хотя бюджетом располагает ограниченным.

Вы говорите о спортивных достижениях. А с точки зрения бизнеса чья модель вам ближе?

Ориентир – «Арсенал», который каждый год дает прибыль и при этом показывает неплохой результат. Не выигрывает, но выступает в Лиге чемпионов, попадает в четверку в премьер-лиге.

И вновь мы пришли к спортивной составляющей…

Нет. Речь именно о бизнесе. Когда в футбол пришли деньги, «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал» были на вершине и сполна воспользовались ситуацией. Лондонцы, к примеру, за счет спонсоров построили стадион. Да, сейчас клуб обслуживает долг, но на само строительство не потратил ни копейки. «МЮ» пошел по другому пути, увеличив вместимость «Олд Траффорд» до 76 тысяч. Но теперь более современная арена «Арсенала», вмещающая только 60 тысяч, приносит больший доход, чем манчестерская.

А не логичнее было бы «Редингу» ориентироваться не на грандов, а скажем, на клубы вроде «Норвича»?

У них нет такого потенциала, как у нас. Мы не хотим быть командой одного города, нам интересны весь округ и регион вдоль Темзы, вплоть до Бристоля. В этом году мы уже запустили маркетинговую кампанию, охватывающую большую часть городов Беркшира.

Вам самому какая составляющая работы в клубе интереснее: спортивная, маркетинговая, строительная?

Все. Футбольный бизнес хорош разнообразием. Когда ты производишь что-то, это только зарабатывание денег. Футбол же - и хобби, и эмоции, и бизнес, и большой потенциал. Вы как-то сказали, что футбольный бизнес легок и понятен. Что имели в виду? В России это очень тяжелый бизнес, а в Англии ты быстро понимаешь, сколько можешь заработать минимально, сколько - максимально, и стараешься действовать в этих рамках, что достаточно просто. При этом если хочешь потратить больше, чем заработаешь, то все риски лягут на тебя и могут окупиться только благодаря результату. Разница в бюджетах между командами, занимающими 10-е и 17-е места, - порядка 7 - 8 миллионов фунтов. Варианта, при котором бюджет вдруг вырастает на 15 - 20 процентов, здесь просто быть не может.

Можно же просто взять и «ввалить» деньги в команду?

Можно, но не хочется.

Читать дальше…

Все новости >