Сколько стоит интернет-бизнес?
В определенный момент любой собственник сталкивается с ситуацией, когда ему необходимо понять, сколько стоит его бизнес. О том, какие существуют методики оценки и продажи бизнеса применительно к интернет-компаниям, какие факторы влияют на стоимость и многом другом слушателям группы «И-11», обучающимся на факультете «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA, рассказала директор по стратегическому развитию компании Sanoma Independent Media Татьяна Малашева.
«Стоимость компании – это, по сути, стоимость ее активов, которые будут учитываться при продаже. Проще всего оценивать прозрачный, открытый бизнес, в этом случае видно, как он работает и что зарабатывает. В России, к сожалению, это большая редкость, хотя в интернете ситуация меняется в лучшую сторону», – начала лекцию о методах оценки бизнеса Татьяна Малышева, которая занимается всеми покупками и продажами издательского дома Sanoma Independent Media. Речь пошла как об общих вопросах оценки компаний, так и о конкретных формулах расчета стоимости и анализе результатов оценки.
Итак, в каких случаях может потребоваться оценка стоимости компании? В случае, если собственнику необходимо обосновать цену купли-продажи компании, изменить стратегию ее развития (понять, сколько бизнес стоит сейчас, и сколько он будет стоить после определенных преобразований), оценить эффективность менеджмента или определить коэффициент конвертации при обмене акций. Кроме того, когда инвестору требуется понять целесообразность потенциальных вложений в бизнес.
«При расчете стоимости необходимо учесть внутренние и внешние факторы развития компании, – продолжает Татьяна. – К первым относятся макроэкономические показатели (рост ВВП, уровень инфляции и др.), темпы роста и открытость рынка, наличие конкурентов, налогообложение и законодательство. Последний пункт очень важен. Представьте, к примеру: вы владелец сайта, продающего рекламу. Чтобы стабильно развивать свой ресурс, вы должны учитывать новые законопроекты, запрещающие рекламу алкоголя и табачной продукции в оффлайне, справедливо предположив, что в скором времени эти нововведения могут добраться и до интернета. Следовательно, вас надо заранее начать выводить из оборота одних рекламодателей и налаживать сотрудничество с другими.
Ко вторым, внутренним факторам, относятся: наличие у компании лояльной клиентской базы, ее технические возможности, хорошая команда, репутация и эффективность оборотного капитала».
Во второй части занятия Татьяна Малышева рассказала об алгоритмах определения стоимости, недостатках и преимуществах трех подходов оценки бизнеса (сравнительного, доходного и затратного), а также о конкретных методах разработки и анализа оценки стоимости и ее результатов. Кроме того, Татьяна ответила на многочисленные вопросы слушателей факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий», большая часть которых касалась стартапов.
Какой подход при оценке бизнеса выбрать молодой интернет-компании?
Чаще всего при оценке стартапов используют доходный подход и метод дисконтированных денежных потоков, в рамках которого можно учесть смену стратегии и внедрение новых продуктов. Обычно при использовании этого метода, оценка производится на период в 5-7 лет, так как никто не может с уверенностью сказать, что тот продукт, который мы сделали сегодня, останется актуальным на более длительный период. Кроме того, используя этот поход для оценки, вы должны учитывать маркетинговые расходы. Без них вам вряд ли удастся оставаться на плаву.
Подходит для стартапов и сравнительный подход, однако в российских реалиях использовать его крайне затруднительно. Во-первых, сложно найти аналогичные бизнесы, а во-вторых, у нас, в отличие от Европы и США, где большая часть данных о сделках компании находится в открытом доступе, практически нет возможности получить доступ к реальными цифрам. Приходится ориентироваться на оценочные мнения экспертов.
Скажите, какими принципами руководствуетесь Вы, принимая решения, покупать или не покупать ту или иную компанию?
Покупая компании, мы в первую очередь руководствуемся желанием не развивать какой-то сервис, а дополнительно монетизировать свою уже существующую аудиторию. Поэтому нам интереснее вкладываться, в первую очередь, в технологии и приобретать сервисные сайты, которые бы отвечали ее потребностям.
Вкладываетесь ли вы в стартапы? Что оцениваете при их покупке?
Конечно. При покупке таких проектов, в первую очередь, надо смотреть на адекватность людей и на ту технологию, которую они сделали. Когда компания находится на уровне стартапа, сложно предсказать ее судьбу, но можно проследить аналогии с зарубежными проектами. Хотя надо учитывать наши экономические и другие особенности, в том числе различие в менталитетах. Отличный пример – развитие социальных сетей. Вспомните, каким успехом в США и Европе пользовался MySpace, однако в какой-то момент его убил Facebook, которому просто повезло чуть больше. В России же все по-другому, когда пришел Facebook, те же «Одноклассники» или ВКонтакте не только не умерли, но и продолжают удерживать достаточно большую аудиторию.
Кроме того, у стартапов очень часто есть небольшая, но лояльная аудитория, так как именно маленькие компании могут позволить себе индивидуальный подход к каждому клиенту. Это тоже важная мотивация для покупки.
Приходилось ли Вам в своей практике покапать бизнесы на уровне прототипа? Можно ли оценить стоимость таких проектов?
Оценить стоимость бизнеса на уровне прототипа нельзя, так как на этой стадии у проекта еще нет дохода. На этом уровне инвесторы просто вкладывают деньги в идею и команду. Про это все многочисленные бизнес-инкубаторы. Когда мы вкладываемся в такой проект, то чаще ориентируемся, куда он будет развиваться, проводя аналогии с западным опытом, который делим на три и отнимаем, опять же, особенности нашего менталитета. К примеру, тот немаловажный факт, что в России не любят платить.