Новости
Выбор факультета
21
октября
2009
Олимпийский проспект
Подготовка к Олимпийским играм начинается еще до того, как становится ясно, что страна из кандидата превратилась в полноценного обладателя права на проведение крупнейшего спортивного форума четырехлетия. Процедура по выбору преемника предыдущей столицы Олимпиады продолжается на протяжении двух лет – за это время города предоставляют в МОК различную информацию и отчеты, на основании которых и производится выбор. После того, как определен победитель, происходит процедура подписания трехстороннего контракта между МОК, Национальным олимпийским комитетом и администрацией города, а затем создается оргкомитет, в распоряжении которого есть семь лет для всесторонней и полноценной подготовки Олимпиады.
- На первый взгляд может показаться, что семь лет – достаточно продолжительный период, но поверьте моему опыту, это не так, - рассказывает Лиза, которой довелось поработать в МОК и принять участие в подготовке всех значимых олимпийских проектов, начиная с «Атланты-1996». – Дело в том, что в подготовке Игр принимает участие не только оргкомитет, но и множество других структур: органы государственной власти, комитет по безопасности, министерство транспорта, сотни спонсоров и партнеров. И каждая из этих структур преследует свои интересы, из-за чего время от времени возникают противоречия, на разрешение которых подчас уходит немало времени.
На опыт и знания Лизы обратили внимание и представители оргкомитета «Сочи-2014», и теперь она будет оказывать помощь российской стороне в качестве консультанта. Вообще же практика заимствования опыта специалистов, принимавших участие в подготовке Олимпийских игр, обрела систематический характер, начиная с Сиднея. Впрочем, эта опция не является принудительной, и у каждого оргкомитета всегда есть выбор – следовать рекомендациям консультантов или разрабатывать собственный подход. По словам Лизы Хиндсон, в большинстве случаев оргкомитеты делают выбор в пользу первого варианта, так или иначе, адаптируя имеющийся опыт для города, в котором в будущем будет проводиться Олимпиада. Это и понятно – повторять допущенные ранее ошибки никто не хочет.
- Я, например, уже была в Сочи и рассказывала представителям оргкомитета о том, как действовали организаторы при подготовке других зимних Игр, - говорит Лиза. – Но здесь существует очень тонкая грань. Да, я могу поделиться своим опытом, дать какие-то рекомендации по адаптации систем менеджмента и технологий, но ответственность за все это, в конечном счете, будет нести оргкомитет. То есть в том случае, если какое-то из предложений не сработает, спрашивать будут с оргкомитета, а не с консультанта. Поэтому в вопросе рекомендаций нужно быть очень осторожным и тщательно анализировать всю имеющуюся информацию, прежде чем применять ее на практике. Конечно, многие технологии уже отработаны до автоматизма, но не стоит забывать, что риск всегда сопровождает столь крупные проекты.
Если роль МОК в ходе подготовки Олимпиады из раза в раз остается неизменной и носит контрольно-наблюдательный характер, то формат взаимодействия между Национальным олимпийским комитетом и администрацией города во многом определяется спецификой страны-хозяйки Игр. На плечи национального комитета ложится выполнение множества требований, которые прописаны в контракте, но самое главное заключается в том, что работать он должен согласно тем же принципам, что и МОК. Ну, а распределение обязанностей происходит в произвольном порядке.
- На Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, например, решением практически всех вопросов занимался Национальный олимпийский комитет, а правительство в систему подготовки практически не вовлекалось, - рассказывает Лиза Хиндсон. – А вот в Пекине все было наоборот, и всю организацию взяли на себя органы государственной власти. На самом деле близкой к оптимальной принято считать модель, когда решением непосредственно спортивных вопросов занимается комитет, а правительство занимается всевозможными согласованиями на своем уровне: подписанием контрактов со спонсорами, строительством и тому подобными вещами.
Что же касается МОК, то взаимодействие с оргкомитетом осуществляется посредством специальной координационной комиссии. В состав этой комиссии входят члены международных спортивных федераций, а также человек, представляющий интересы спортсменов. Основные задачи, решение которых входит в сферу ответственности этой комиссии, заключаются в техническом контроле (подготовке и утверждении всевозможных положений), инспектировании (гостиницы, транспорт, коммуникации), решении возникающих в процессе работы вопросов и связях с общественностью.
- На самом деле большинство требований, за выполнением которых следит координационная комиссия, не прописаны ни в контракте, ни в сопровождающих документах и представляют собой скорее методические рекомендации, - объясняет Лиза Хиндсон. – Например, для Турина изначально была разработана определенная концепция транспортной инфраструктуры, и следить за ее реализацией должна была как раз комиссия МОК. Но на каком-то этапе стало ясно, что эта концепция совершенно не адаптирована под действительность, и заниматься ее реализацией нет смысла. Комиссия приняла объяснения со стороны оргкомитета и не стала настаивать на своем, полностью передав работу над проектом транспортной инфраструктуры организаторам оргкомитета. Так что МОК, и в частности, эта комиссия в большей степени отвечают за то, чтобы дать импульс к развитию, мотивировать организаторов.
Если говорить об Олимпийских играх 2014 года, то Лиза не сомневается в том, что в России все будет в полном порядке.
- Все помнят Олимпиаду-1980, тогда все было отлично, и сейчас нет каких-то видимых поводов для беспокойства. Повторюсь – нужно просто изучить накопленный годами опыт и не повторять ошибки. А вообще Олимпиада в Сочи должна получиться потрясающей.
Права ли Лиза Хиндсон и удастся ли оргкомитету «Сочи-2014» избежать ошибок, станет известно только со временем, которого, к слову, остается все меньше и меньше.
Материалы по теме:
* Олимпийский маркетинг
* «Компании готовы многое отдать за то, чтобы получить права на использование Олимпийских колец»